Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2018

Группа Р23

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 1

Определение статической устойчивости

Wheelchairs. Part 1. Determination of static stability

ОКС 11.180

Дата введения 2019-08-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2018 г. N 1014-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-1:2014* "Кресла-коляски. Часть 1. Определение статической устойчивости" (ISO 7176-1:2014 "Wheelchairs - Part 1: Determination of static stability", IDT).     

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Предисловие к ISO 7176-1:2014(E)

Международная организация по стандартизации (ИСО) является Всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов, как правило, ведется техническими комитетами ИСО. Каждая организация - член ИСО, проявляющая интерес к тематике, по которой учрежден технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные организации, государственные и негосударственные, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Процедуры, используемые для разработки настоящего стандарта, и процедуры, предусмотренные для его дальнейшего ведения, описаны в руководстве ИСО/МЭК, часть 1. В частности, следует отметить различные критерии утверждения, требуемые для различных типов документов ИСО. Настоящий стандарт разработан в соответствии с редакционными правилами руководства ИСО/МЭК, часть 2 (см. www.iso.org/directives).

Необходимо обратить внимание на возможность того, что ряд элементов настоящего стандарта могут быть предметом патентных прав. Международная организация ИСО не должна нести ответственности за идентификацию таких прав частично или полностью. Сведения о патентных правах, идентифицированных при разработке настоящего стандарта, указаны во Введении и/или в перечне ИСО полученных объявлений о патентном праве (см. www.iso.org/patents).

Любое торговое наименование, использованное в настоящем стандарте, является информацией, предоставляемой для удобства пользователей и не влияющей на позиционирование как товара, так и компании, его производящей.

Для объяснения значения специфических терминов и выражений ИСО, применяемых для оценки соответствия, равно как информации о соблюдении ИСО принципов ВТО по техническим барьерам в торговле приведен следующий URL: Foreword-Supplementary Information.

Настоящий стандарт разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Вспомогательные средства для лиц с ограничениями жизнедеятельности", подкомитетом ПК 1 "Кресла-коляски".

Настоящий стандарт отменяет и заменяет его второе издание (ИСО 7176-1:1999), все разделы, подразделы, таблицы, рисунки и приложения которого технически пересмотрены.

ИСО 7176 состоит из следующих частей, объединенных под общим заголовком "Кресла-коляски":

- часть 1. Определение статической устойчивости;

- часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;

- часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы;

- часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии;

- часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования;

- часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом;

- часть 7. Измерение размеров сиденья и колеса;

- часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;

- часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;

- часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия;

- часть 11. Испытательные манекены;

- часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности;

- часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;

- часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;

- часть 16. Стойкость к возгоранию устройств поддержания положения тела;

- часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в автомобилях в качестве сиденья;

- часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;

- часть 22. Правила установки;

- часть 25. Аккумуляторные батареи и зарядные устройства для питания кресел-колясок;

- часть 26. Словарь;

- часть 28. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц.     

Также доступен технический отчет (ИСО/ТР 13570-1), в котором изложено упрощенное объяснение перечисленных частей ИСО 7176.

Введение

Для того чтобы правильно подобрать кресло-коляску и осуществить его регулировку, необходимо знать характеристики, связанные с его статической устойчивостью: одним пользователям нужен большой запас устойчивости кресла-коляски, чтобы они могли чувствовать себя безопасно, в то время как другие предпочитают кресла-коляски с филигранной балансировкой, которые при минимальном запасе устойчивости обеспечивают лучшую маневренность. Статическая устойчивость - это только один из факторов, влияющих на динамическую устойчивость, другими факторами являются позиция в кресле-коляске пользователя, его навыки и манера обращения с креслом-коляской, а также среда, в которой кресло-коляска используется по назначению.

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний, в которых статическую устойчивость измеряют, применяя стояночный(е) тормоз(а), в том случае, когда кресло-коляска стоит на склоне. Испытания также проводят с неблокируемыми колесами, воспроизводя ситуацию, когда кресло-коляска стоит на склоне и упирается колесами в препятствия, на горизонтальной поверхности с неблокируемыми колесами, при попытке пользователя кресла-коляски дотянуться до определенного объекта, а также когда состояние кресла-коляски при качении не устойчиво. Кроме того, испытания осуществляют для определения статической устойчивости кресла-коляски, когда оно защищено антиопрокидывающим устройством от опрокидывания вперед и/или назад, и оценки эффективности этих антиопрокидывающих устройств при вероятном опрокидывании кресла-коляски при движении в разных направлениях.

     1 Область применения

Настоящий стандарт описывает методы испытаний для определения статической устойчивости кресел-колясок и применяется в отношении кресел-колясок, управляемых вручную, а также кресел-колясок с электроприводом, включая скутеры, при максимальной скорости не более 15 км/ч, предназначенных для передвижения внутри помещений и/или на улице и для людей, масса которых находится в пределах диапазона, указанного в ИСО 7176-11.

Для кресел-колясок с активно-управляемой устойчивостью (динамической стабилизацией) настоящий стандарт может применяться в том случае, когда они находятся в неподвижном стояночном состоянии.

Настоящий стандарт устанавливает метод для измерения предельных углов наклона (либо угол опрокидывания кресла-коляски или предельный угол наклона для антиопрокидывающего устройства), но этот метод неприменим к креслам-коляскам с устройствами против опрокидывания набок, и в нем не учитывается скольжение на поверхности.

Настоящий стандарт также включает требования к протоколам испытаний и к сообщению о результатах испытаний.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют последние издания (включая любые изменения к стандартам):     

 ________________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

ISO 7176-11, Wheelchairs - Part 11: Test dummies (Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены)

ISO 7176-15, Wheelchairs - Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labelling (Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации)

ISO 7176-22, Wheelchairs - Part 22: Set-up procedures (Кресла-коляски.Часть 22. Правила установки)

ISO 7176-26, Wheelchairs - Part 26: Vocabulary (Кресла-коляски. Часть 26. Словарь)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 кресло-коляска с активно-управляемой устойчивостью (динамической стабилизацией) [active stability-controlled wheelchair]: Кресло-коляска с механизмом стабилизации или повышения его устойчивости (посредством электроники или других средств), в тот момент когда оно находится в статичном положении и/или в движении.

3.2 антиопрокидывающее устройство (anti-tip device): Устройство, которое ограничивает степень наклона кресла-коляски.

Примечание - Антиопрокидывающие устройства могут препятствовать опрокидыванию в разных направлениях: вперед, назад или набок. Некоторые антиопрокидывающие устройства имеют пружинную подвеску. Ходовые колеса могут выполнять функции антиопрокидывающего устройства, но их основная функция состоит в том, чтобы быть ходовыми колесами. Подставки для ног могут выполнять функцию антиопрокидывающего устройства, если эта функция предусмотрена изготовителем. Изменение в конфигурации кресла-коляски или в характеристиках управления в целях повышения устойчивости не рассматривается как антиопрокидывающее устройство.

3.3 предельный угол наклона для антиопрокидывающего устройства (anti-tip device tipping angle): Угол наклона испытательной платформы от горизонтального положения, при котором кресло-коляска начинает опрокидываться относительно антиопрокидывающего устройства.

3.4 точка контакта (contact point): Центр участка контакта колеса или другой части кресла-коляски с землей.

Примечание - В испытательных процедурах, указанных в настоящем стандарте, землей может быть испытательная платформа или покрытие между испытательной платформой и колесом или стойкой.

3.5 точка определения силы давления (force detection point): Точка, в которой контролируется сила давления под колесом.

Примечание - Это можно определить как точку, в которой лист бумаги будет протягиваться между колесом и поверхностью контакта.

3.6 блокируемое колесо (lockable wheel): Колесо, оборудованное стояночным тормозом, или колесо, вращательное движение которого предотвращается с помощью средств приведения кресла-коляски в движение (например, руками, рычагами, двигателями).

3.7 неблокируемое колесо (non-lockable wheel): Колесо, не являющееся блокируемым колесом.

3.8 стояночный режим (parked state): Статичное положение кресла-коляски, при котором пользователь может как садиться в кресло-коляску, так и высаживаться из него, не испытывая затруднений.

3.9 ходовое колесо (running wheel): Колесо, которое обычно катится по поверхности при движении кресла-коляски с постоянной скоростью по горизонтальной поверхности.

3.10 угол опрокидывания кресла-коляски (wheelchair tipping angle): Угол наклона испытательной платформы по отношению к горизонтальной плоскости, при котором вертикальная проекция центра тяжести выходит за пределы многоугольника, соединяющего точки контакта всех ходовых колес (должен оцениваться эмпирически).

Примечание 1 - Момент начала опрокидывания кресла-коляски достигается тогда, когда силы давления под всеми расположенными сверху колесами становятся равными нулю (т.е. одна грань многоугольника проходит прямо под центром тяжести).

Примечание 2 - Имеется множество методов для определения момента, когда силы давления под колесами становятся равными нулю, например: возможность протянуть лист бумаги под колесами, визуальное определение момента отрыва колес от испытательной платформы или использование датчиков силы.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs