Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


     ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Группа Р23


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 1

Определение статической устойчивости

Wheelchairs. Part 1. Determination of static stability



ОКС 11.180

Дата введения 2006-01-01

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации" (ФГУП "ВНИИстандарт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 августа 2005 г. N 207-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-1:1999 "Кресла-коляски - Часть 1: Определение статической устойчивости" (ISO 7176-1:1999 "Wheelchairs - Part 1: Determination of static stability").

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых представлены в дополнительном приложении В

5 Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. N 36

6 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50604-93


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Введение


Международная организация по стандартизации [ИСО (ISO)] является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый член организации, заинтересованный темой, для работы над которой был создан соответствующий технический комитет, имеет право участвовать в работе этого комитета. В работе принимают участие международные правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией [МЭК (IЕС)] по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Руководства ИСО/МЭК. Часть 3.

Проекты международных стандартов, одобренные техническим комитетом, направляют на согласование членам этого комитета. Для публикации международных стандартов требуется оформление одобрения не менее 75% проголосовавших членов комитета.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте элементов, имеющих патентные права. ИСО не несет ответственности за патентную чистоту.

Международный стандарт ИСО 7176-1 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Технические системы и средства помощи для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности", подкомитетом ПК 1 "Кресла-коляски".

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим заголовком "Кресла-коляски":

- Часть 1: Определение статической устойчивости.

- Часть 2: Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом.

- Часть 3: Определение эффективности действия тормозной системы.

- Часть 4: Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии.

- Часть 5: Определение габаритных размеров, массы и радиуса поворота.

- Часть 6: Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом.

- Часть 7: Определение размеров сиденья и колеса кресла-коляски.

- Часть 8. Определение статической, ударной и усталостной прочности.

- Часть 9: Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом.

- Часть 10: Определение возможности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия.

- Часть 11: Испытательные манекены.

- Часть 13: Определение коэффициента трения испытательных поверхностей.

- Часть 14: Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытаний.

- Часть 15: Требования к информационному описанию, документированию и маркировке.

- Часть 16: Сопротивление возгоранию частей с мягкой обивкой. Требования и методы испытаний.

- Часть 22: Правила установки.

Кроме того, следующие части также включены в рабочую программу ИСО/ТК 173:

- Часть 17: Средства управления серийным интерфейсом кресла-коляски с электроприводом.

- Часть 19: Колесные передвижные средства, используемые в автомобилях в качестве сиденья.

- Часть 20: Определение эксплуатационных характеристик кресел-колясок стоячего типа.

- Часть 21: Электромагнитная совместимость кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски, относящиеся к классификационной группировке 12.21 по ИСО 9999 и предназначенные для передвижения внутри и вне помещения людей, масса которых не превышает максимальную массу испытательного манекена по ИСО 7176-11.

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний для определения статической устойчивости кресел-колясок, включая скутеры.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты (при этом стороны, заключающие соглашения на основе настоящего стандарта, должны применять самые последние издания нижеприведенных стандартов):

ИСО 6440: 1985 Кресла-коляски - Номенклатура. Термины и определения

ИСО 7176-7:1996 Кресла-коляски - Часть 7: Определение размеров сиденья и колеса кресла-коляски

ИСО 7176-11:1992 Кресла-коляски - Часть 11: Испытательные манекены

ИСО 7176-15:1996 Кресла-коляски - Часть 15: Требования к информационному описанию, документированию и маркировке

ИСО 7176-22:2000 Кресла-коляски - Часть 22: Правила установки

ИСО 9999:1992 Технические средства помощи для инвалидов - Классификация

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО 6440, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 блокируемые колеса: Колеса, оборудованные стояночными тормозами, или колеса, блокировка которых осуществляется средствами приведения кресла-коляски в движение (например, руками, рычагами, двигателями).

3.2 предельный угол наклона: Угол наклона испытательной плоскости, при котором сила давления колес кресла-коляски, находящихся вверху на плоскости, становится равной нулю.

Примечание - Для определения момента, когда вышеупомянутая сила давления становится равной нулю, существует ряд методов, например протягивание листа бумаги под колесами, визуальная фиксация момента отрыва колес от испытательной плоскости или использование средств измерений силы.

3.3 устройство против опрокидывания: Элемент кресла-коляски, до определенной степени препятствующий опрокидыванию.

3.4 предельный угол наклона для устройства против опрокидывания назад: Угол наклона испытательной плоскости, при котором сила давления задних колес кресла-коляски на плоскость становится равной нулю.

     4 Принцип


В зависимости от направления наклона кресло-коляска может опрокидываться относительно оси, проходящей через точки контакта колес с землей (если вращение колес относительно рамы заблокировано), или относительно оси колес (если колеса не заблокированы). Угол наклона, при котором кресло-коляска опрокидывается относительно оси, соответствующей направлению наименьшей устойчивости, определяют на испытательной плоскости с регулируемым наклоном, увеличивая его до тех пор, пока не будет достигнут предельный угол наклона.

     5 Оборудование для испытаний и средства измерений

5.1 Испытательная плоскость, представляющая собой ровную жесткую поверхность достаточного размера для установки кресла-коляски; в процессе испытаний прогиб испытательной плоскости не должен превышать 5 мм.

Примечание 1 - Прогиб испытательной плоскости контролируют с помощью воображаемых параллельных плоскостей.

Примечание 2 - Кресло-коляску устанавливают по линиям, параллельным и перпендикулярным оси наклона испытательной плоскости.

5.2 Приспособления для регулировки наклона испытательной плоскости.

Примечание - При плавном увеличении наклона испытательной плоскости скорость изменения наклона не должна превышать 1°/с при приближении к углу опрокидывания. При шаговом увеличении наклона испытательной плоскости размер шага не должен влиять на достоверность полученного значения предельного угла наклона.

5.3 Приспособления, препятствующие вращению колес кресла-коляски или роликов устройств против опрокидывания, но не препятствующие свободному наклону кресла-коляски относительно выбранной для испытания оси опрокидывания.

5.4 Приспособления, предотвращающие скольжение колес или устройств против опрокидывания, но не препятствующие свободному наклону кресла-коляски относительно точек контакта с испытательной плоскостью.

Примечание 1 - Примеры приведены в приложении А.

Примечание 2 - Применение упоров перед заблокированными колесами, находящимися внизу на плоскости, неприемлемо, так как в этом случае изменяется положение оси вращения при опрокидывании.

5.5 Ограничитель наклона, предотвращающий падение кресла-коляски на испытательную плоскость, но не влияющий на устойчивость кресла-коляски и не ограничивающий возможные деформации или свободный наклон кресла-коляски.

5.6 Средства измерений угла наклона испытательной плоскости с точностью не менее ±0,2°.

5.7 Испытательный манекен по ИСО 7176-11.

     6 Подготовка кресла-коляски к испытаниям

6.1 При подготовке к испытанию:

a) оснащают кресло-коляску оборудованием, указанным изготовителем, или

b) если оборудование не указано, оснащают кресло-коляску для нормального использования, включая подлокотники, подножки и опоры стоп.

6.2 Для кресла-коляски с пневматическими шинами:

a) накачивают их так, чтобы давление соответствовало инструкции изготовителя, или

b) если предусмотрен диапазон давления, выбирают максимальное давление.

6.3 Регулируют стояночные тормоза согласно инструкции изготовителя.

6.4 Удаляют незакрепленные подушки кресла-коляски.

6.5 Если есть опасность вытекания жидкости из батарей, то заменяют их предметом той же массы и центра тяжести.

     7 Регулировка кресла-коляски