БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ГОСТ 12.0.230.6-2018

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Обеспечение совместимости системы управления охраной труда с другими системами управления

Occupational safety standards system. Health management systems. Ensuring compatibility of health management system with other management systems

МКС 13.100

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет", Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис"

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2018 г. N 111-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 сентября 2018 г. N 579-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.6-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2019 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

В последние годы на межгосударственном уровне управления активно развивается стандартизация в области систем управления (систем менеджмента).

В настоящее время разработаны, утверждены и признаны на международном и национальных уровнях требования к системам менеджмента по таким аспектам деятельности организаций и соответствующим направлениям управления (менеджмента), как охрана труда, качество, экология (охрана окружающей среды), труда, энергосбережение, информационная безопасность, безопасность пищевой продукции, безопасность цепи поставок и др.

Примечание - В международной стандартизации [1]-[6] соответственно.

Наряду с вышеназванными стандартами ИСО на системы менеджмента разрабатывается международный стандарт ИСО на системы управления охраной труда.

С одной стороны, появление большого числа стандартов на системы управления способствует внедрению организациями наилучшего мирового опыта в этой области, но, с другой стороны, организациям становится все сложнее ориентироваться в таком многообразии, правильно и с наименьшими затратами ресурсов применять требования соответствующих стандартов на системы управления.

Более того, на практике системы управления в конкретных областях деятельности организации эффективно функционируют только в том случае, если организация обеспечивает их согласованность и встраивает их в свою общую систему управления, что требует развития методов создания интегрированных систем управления.

При этом одновременное внедрение разных систем управления, особенно отличающихся по структуре и формулировкам требований, создает значительные трудности для организаций. Наиболее сложным в интеграционном процессе систем управления является то, каким образом эти системы, традиционно управляемые разными структурными подразделениями (управлениями, отделами, службами, группами и т.п.), могут быть объединены.

Свидетельствами того, что существует реальная потребность в решении вопросов обеспечения согласованности, являются предпринимаемые на международном, межгосударственном и национальном уровнях подходы к определению "единых" для всех систем управления (систем менеджмента) элементов и требований.

В качестве основы, обеспечивающей внедрение интегрированных общих требований, установленных стандартами на системы управления (системы менеджмента) Международной организацией по стандартизации (ИСО), определены общие элементы стандартов на системы управления (системы менеджмента), т.е. общие системные элементы, управление которыми может осуществляться на основе интегрированного подхода. В рамках этого подхода разработаны и опубликованы для использования во всех разрабатываемых стандартах на системы управления (менеджмента): структура верхнего уровня, основной общий текст, общие термины и основные определения.

Примечание - В международной стандартизации [7].

Хотя идентификация общих элементов и требований систем позволяет избежать дублирования и в целом упростить внедрение систем управления (систем менеджмента), все это становится возможным только при обеспечении согласованности и учете специфики требований самих систем в тех аспектах деятельности, которыми организация собирается управлять. Поэтому не все, а лишь общие требования систем управления могут быть полностью интегрированы, а степень интеграции будет зависеть от вида производственной деятельности и потребностей организации. Даже элементы, которые на первый взгляд кажутся общими, могут иметь специфические различия в контексте требований отдельных стандартов на системы управления (системы менеджмента), что требует дополнительных усилий по их согласованию и интегрированию.

Поскольку ГОСТ 12.0.230-2007 основывается на требованиях Руководства Международной организации труда ILO-OSH 2001 и не является стандартом ИСО, структура его элементов и отдельные требования формально не в полной мере согласуются со структурой стандартов Международной организации по стандартизации.

Настоящий стандарт разработан в развитие требований п.4.1.3 ГОСТ 12.0.230-2007 с целью обеспечения совместимости и согласованности систем управления охраной труда, разрабатываемых организациями на основе ГОСТ 12.0.230-2007, с различными (одной или несколькими) наиболее распространенными системами управления (системами менеджмента), требования к которым изложены в стандартах ИСО и которые соответствуют специфичным для ИСО процедурам.

Применение организацией настоящего стандарта позволяет улучшить ее основную деятельность, обеспечить единый подход к управлению рисками, исключить конфликты между конкретными подходами к управлению, принятыми в различных системах, сократить дублирование и уменьшить документацию систем, более результативно и эффективно проводить проверки (аудиты) и, что наиболее важно, более легко обеспечивать совместимость системы управления охраной труда с любой новой системой управления (системой менеджмента).

Применение рекомендаций настоящего стандарта является исключительно добровольным. В тех случаях, когда наличие систем управления (систем менеджмента) в организации есть результат внешнего воздействия (например, требования клиентов по наличию системы менеджмента качества или требования национального законодательства по наличию системы управления охраной труда), организации целесообразно осуществлять интеграцию систем управления только в тех случаях, когда это будет осуществляться исключительно в интересах ее основной деятельности. Если организация не видит преимуществ от интеграции систем управления, то ей не следует это делать.

Настоящий стандарт объединяет общие требования, установленные в стандартах на системы управления, однако последовательность изложения приведенных элементов, которые соответствуют структуре ГОСТ 12.0.230-2007, не следует рассматривать как модель интегрированной системы управления.

Подход, изложенный в настоящем стандарте, может быть использован организацией при внедрении системы управления охраной труда, которая не только отвечает требованиям ГОСТ 12.0.230-2007, но и учитывает аналогичные и/или связанные элементы других систем управления, что позволит организации избежать излишних затрат и дублирования в работе подразделений и должностных лиц.

Настоящий стандарт не содержит конкретных технических требований по обеспечению безопасности производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

Соответствие настоящему стандарту не обеспечивает автоматического соответствия ГОСТ 12.0.230-2007 или любым другим стандартам на системы управления (системы менеджмента).

    1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на системы управления охраной труда, требования к которым установлены ГОСТ 12.0.230, и устанавливает единый методический подход к обеспечению совместимости и интеграции элементов системы управления охраной труда со структурой и элементами иных систем управления и общей системы управления организации.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения любой организацией (или ее отдельным подразделением) независимо от ее организационно-правовой формы, вида осуществляемой деятельности, местоположения, численности задействованного персонала и сложности организационной структуры в качестве основы при интегрированном внедрении двух или более стандартов на системы управления (системы менеджмента).

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на случаи, когда в организации внедрена только система управления охраной труда на основе ГОСТ 12.0.230 и отсутствуют системы управления (системы менеджмента) в других аспектах деятельности организации.

1.4 Настоящий стандарт может быть также применен в случаях, когда в организации внедрена система управления охраной труда на основе ГОСТ 12.0.230, а организация осуществляет подготовку к внедрению систем управления (систем менеджмента) в других аспектах деятельности на основе соответствующих стандартов.

    2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ 12.0.230.3-2016 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 совместимость стандартов: Пригодность схожих стандартов к совместному использованию при заданных условиях для выполнения принятых и/или установленных требований.

Примечания

1 Совместимость стандартов обеспечивает отсутствие нежелательных взаимосвязей между требованиями стандартов, приводящих к увеличению ресурсов и/или к снижению результативности и эффективности выполнения требований стандартов.

2 Совместимость стандартов систем управления (систем менеджмента) означает, что общие элементы стандартов могут быть реализованы организациями совместно, полностью или частично, без ненужного дублирования.

3.2 система управления (предпочтительный термин), система менеджмента (допустимый термин): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей.

Примечания

1 Система управления (система менеджмента) может затрагивать один или несколько аспектов деятельности.

2 Элементы системы включают структуру, функции и обязанности организации, планирование и осуществление.

3 Область распространения системы управления (системы менеджмента) может включать в себя всю организацию, конкретные и идентифицированные аспекты деятельности организации, конкретные и идентифицированные подразделения организации или один или несколько аспектов деятельности в рамках некоторой группы организаций.

3.3 интегрированная система управления: Система управления, которая объединяет управление несколькими аспектами деятельности и процессами организации в одну полную структуру, что позволяет организации удовлетворять требованиям более одного стандарта на системы управления (системы менеджмента).

3.4 аспект деятельности: Определенное функциональное направление, связанное с деятельностью организации, которое оказывает или может оказывать влияние на организацию или на ее заинтересованные стороны.

Примечания

1 Термин "аспект деятельности" применяется для идентификации вопросов, которые могут требовать управления.

2 Представляется очевидным существование многих аспектов деятельности, которые могут воздействовать на организацию (например, качество продукции или услуг, воздействие на окружающую среду, охрана труда и безопасность производства, информационная безопасность, энергопотребление и др.). Рассмотрение всех таких аспектов одновременно не представляется целесообразным, а потому обычно рассматриваются те из них, которые могут оказать наиболее значительное воздействие, требуют сокращения степени воздействия и/или управления ими.

3.5 заинтересованная сторона (предпочтительный термин), причастная сторона (допустимый термин): Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.

3.6 воздействие: Влияние на обязательства и цели политики организации, заинтересованные стороны организации или на саму организацию в целом.