Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 12.0.230.3-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Оценка результативности и эффективности

Occupational safety standards system. Management systems for occupational safety. Evaluation of effectiveness and efficiency



МКС 13.100

Дата введения 2018-01-01

     

Предисловие

 

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2017 г. N 471-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.3-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"    

Введение


Создание и обеспечение результативного функционирования системы управления охраной труда направлено на достижение ее основной цели - предотвращения связанных с работой случаев травматизма и заболеваемости.

Реализация процессов обеспечения функционирования и совершенствования самой системы управления охраной труда в организации постоянно требует оперативной оценки их эффективности.

Важную роль на практике для принятия решений играет оценка результативности и эффективности систем управления охраной труда с позиций и в терминах экономических расчетов и показателей.

Проведение оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда, в рамках которых постсобытийные "модели штрафных санкций" (выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований) постепенно должны смениться упреждающими "моделями профилактического соответствия" (внедрение мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий).

В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, добровольно проводимых на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения стратегического характера, направленные на улучшение своей деятельности в области охраны труда.

Оценивание результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда - специальный процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда совокупности критериев, заданных руководством организации на основании требований национального законодательства, а также для внесения адекватных корректив в систему управления охраной труда на основе таких критериев.

Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и, при необходимости, идентификации процедур управления, требующих улучшения.

Целями проведения оценки результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:

- оценка общей стратегии (Политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования системы управления охраной труда по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля;

- определение необходимых изменений в процедурах функционирования системы управления охраной труда, включая изменения в Политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности;

- сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов);

- определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий;

- обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.

Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации:

- реализовать систематический подход к совершенствованию системы управления охраной труда, идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения;

- использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей системы управления охраной труда;

- получать объективные данные о текущем состоянии своей системы управления охраной труда, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников;

- определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и, прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения;

- отслеживать изменения в состоянии системы управления охраной труда и определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки);

- проводить сравнения с лучшими практическими результатами, достигнутыми как в самой организации, так и в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций;

- внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации;

- устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников.

Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной системы управления охраной труда, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям.

Основным условием применения процедур оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является заинтересованность организации в совершенствовании такой деятельности (как вследствие внутренних стимулов, так и вследствие внешних стимулов регулирования, осуществляемого органами государственного управления, контроля и надзора в рамках национального законодательства), а также в улучшении достигаемых результатов.

Настоящий стандарт развивает положения ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.230.2, но может быть использован также независимо от них.

Во многих случаях в организациях традиционно проводится оценка результативности и эффективности деятельности в области охраны труда в том или ином выработанном на практике виде. Применение настоящего стандарта в целом или частично позволит организации улучшить такую деятельность.

При разработке настоящего стандарта использованы отдельные положения [1]*.

________________

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт представляет собой руководящие указания по планированию и применению процедур оценки результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

Стандарт устанавливает рекомендуемый порядок сбора данных (информации), проведения анализа и использования оценки результативности и эффективности деятельности по улучшению условий и охраны труда.

1.2 Настоящий стандарт применим для любой организации и ее подразделений или для любых заинтересованных сторон, которые занимаются внедрением и поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда, отвечающей требованиям ГОСТ 12.0.230, и/или осуществляют оценку (самооценку) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда вне зависимости от типа, размера, местоположения и сложности самой организации.

1.3 Настоящий стандарт может быть использован организацией для самооценки результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, а также органами государственного управления, надзора и контроля и иными заинтересованными лицами, включая органы общественного контроля, для оценки результативности и эффективности деятельности организаций в области охраны труда.

1.4 Настоящий стандарт содержит принципы, показатели, критерии и методы оценки результативности и эффективности, руководствуясь которыми организация вправе самостоятельно выбирать приемлемые для нее показатели, критерии и методики оценки результативности и эффективности своей деятельности по охране труда.

1.5 Настоящий стандарт не содержит конкретных правовых и технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

1.6 Настоящий стандарт не должен быть использован как документ, устанавливающий требования к подтверждению результативности и эффективности систем управления охраной труда в процедурах сертификации и/или самостоятельного декларирования соответствия, так как эта задача не предусмотрена ГОСТ 12.0.230 как обязательная и решается только в рамках соответствующих систем сертификации и/или декларирования соответствия в рамках установленных в них правил и процедур.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.002 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ 12.0.230.2 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

[ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.2.14]*

_______________

** В Российской Федерации [ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.7.11].

3.2

эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

[ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.2.15]**

_______________

   ** В Российской Федерации [ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.7.10].


Примечания

1 В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. При этом под экономической эффективностью следует понимать показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат).

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs