ГОСТ Р 58190-2018
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов
БОНЫ МОРСКИЕ ТЯЖЕЛЫЕ ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ РАЗЛИВА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОРСКИХ АКВАТОРИЯХ
Общие технические условия
Trunk pipeline transport of oil and oil products. Heavyweight marine booms for localization oil and oil products spill in seas. General specifications
ОКС 83.140.99
Дата введения 2019-04-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт трубопроводного транспорта" (ООО "НИИ Транснефть")
2 ВНЕСЕН подкомитетом ПК 7 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов" Технического комитета по стандартизации ТК 23 "Нефтяная и газовая промышленность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 августа 2018 г. N 448-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1.1 Настоящий стандарт распространяется на тяжелые морские боны с рабочей высотой от 900 мм, предназначенные для локализации разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях, в том числе в условиях ледовой обстановки.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на боны, предназначенные для изолирования береговой линии, сдерживания горячих нефтяных пленок (огнеупорные боны) и сорбции нефти, нефтепродуктов (сорбирующие боны).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.009 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 10227 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия
ГОСТ 14192 Маркировка грузов
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля
ГОСТ 32085 Волокна химические (синтетические). Требования безопасности
ГОСТ Р 15.301 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 51105 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия
ГОСТ Р 53389 (ИСО 16165:2001) Защита морской среды от загрязнения нефтью. Термины и определения
ГОСТ Р 53691 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять* в части, не затрагивающей эту ссылку.
_______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53389, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 воздушная камера: Камера плавучести секции бона, заполненная воздухом или газом.
3.2 герметичность: Свойство воздушной камеры препятствовать газовому или жидкостному обмену между средами, разделенными воздушной камерой.
3.3 живучесть: Способность бона выполнять основные функции, несмотря на полученные повреждения, адаптируясь к новым условиям.
3.4 заказчик: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее закупку и/или последующую эксплуатацию бонов.
3.5 изготовитель: Юридическое лицо, осуществляющее изготовление бонов.
3.6 мобильный ордер: Цепная конфигурация бонов, сформированная при помощи буксировки, достигающая в том числе V-образной формы.
3.7 непроницаемость: Способность бона или мобильного ордера препятствовать распространению плавающих по поверхности воды нефтяных и иных субстанций путем их локализации или изменения направления движения.
3.8
плавучее средство: Сооружение или изделие, предназначенное для перемещения в акватории и/или размещения на открытой водной поверхности. [ГОСТ Р 57617-2017, раздел 3, пункт 17] |
3.9
срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния. [ГОСТ 27.002-2015, статья 3.3.6] |
3.10 устойчивость: Свойство бона сохранять рабочую высоту борта бона и рабочую осадку бона, а также способность к локализации разливов нефти, нефтепродуктов в том числе при неблагоприятных погодных условиях.
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
БМТ - боны морские тяжелые;
БМТА - боны морские тяжелые аварийные;
БМТС - боны морские тяжелые стационарные;
ЗИП - запасные части, инструменты и принадлежности;
КД - конструкторская документация изготовителя на БМТ;
ННП - нефть, нефтепродукты;
ПАВ - поверхностно-активные вещества;
ТУ - технические условия изготовителя на БМТ.
5.1 По назначению БМТ подразделяют на БМТС и БМТА.
5.2 БМТС предназначены для стационарной установки в рабочем состоянии на участке морской акватории на продолжительный период с целью ограждения от возможного разлива ННП участка установки или соседних с ним участков.
Примечание - Например, ограждение нефтеналивных судов при погрузочно-разгрузочных операциях, ограждение отдельных участков морской акватории нефтеналивных портов.
5.3 БМТА предназначены для установки в рабочем состоянии на участке морской акватории, на котором произошел разлив ННП, и перемещения пятен ННП по водной поверхности посредством мобильного ордера с целью оперативного реагирования на разлив ННП.
5.4 По конструкции БМТ подразделяют на БМТ с воздушными камерами и БМТ без воздушных камер.
5.5 Условное обозначение БМТ должно включать в себя:
- обозначение БМТ по классификации (по назначению) - БМТА или БМТС;
- указание наличия в конструкции БМТ воздушных камер - (ВК);
- длину секции, м;
- рабочую высоту БМТ, мм.
Дополнительно в условное обозначение допускается включать указание о возможности эксплуатации БМТ в морях Северного Ледовитого океана, обозначаемое буквой А (арктическое исполнение).
Примеры
1 Аварийный морской тяжелый бон с воздушной камерой, с длиной секции 20 м и рабочей высотой 900 мм в арктическом исполнении - БМТА(ВК)-20/900-А.
2 Стационарный морской тяжелый бон без воздушной камеры, с длиной секции 30 м и рабочей высотой 1200 мм - БМТС-30/1200.
6.1.1 БМТ представляют собой плавучий барьер, ограничивающий перемещение и препятствующий распространению пятна ННП по морской акватории.
6.1.2 БМТ состоят из следующих основных частей:
- надводный борт, препятствующий перехлесту ННП через БМТ;
- подводная часть, препятствующая подныриванию ННП под БМТ;
- оконечные соединители, обеспечивающие сборку БМТ из отдельных секций;
- устройства для буксировки БМТ и крепления их к якорям и буям.
6.1.3 Конструкция БМТ должна обеспечивать:
- плавучесть;
- непроницаемость;
- герметичность;
- устойчивость;
- возможность ограждения разлива ННП любой стороной БМТ;
- надежность и безопасность эксплуатации в течение всего срока службы;
- возможность проведения технического освидетельствования, обслуживания, очистки, ремонта.