ГОСТ 33948-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МОТОРВАГОННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Общие требования по приспособленности к диагностированию
Railway multiple units. General requirements for the ability to diagnostics
МКС 45.060
19.100
Дата введения 2018-12-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2016 г. N 91-П)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 апреля 2018 г. N 166-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33948-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2018 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53382-2009*
_______________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 апреля 2018 г. N 166-ст национальный стандарт ГОСТ Р 53382-2009 отменен с 1 декабря 2018 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает общие требования по приспособленности к техническому диагностированию моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС), предназначенного для эксплуатации на сети железных дорог общего пользования.
Настоящий стандарт распространяется на МВПС, техническое задание на создание или модернизацию которого утверждено после даты введения в действие настоящего стандарта.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 11928-83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых дизелей. Общие технические условия
ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования
ГОСТ 27518-87 Диагностирование изделий. Общие требования
ГОСТ 29073-91 Совместимость технических средств измерения, контроля и управления промышленными процессами электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам. Общие положения
ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия, термины и определения
ГОСТ 33435-2015 Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля
ГОСТ 33436.3-2-2015 (IEC 62236-3-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-2: Железнодорожный подвижной состав. Аппаратура и оборудование. Требования и методы испытаний
ГОСТ 34009-2016 Средства и системы управления железнодорожным тяговым подвижным составом. Требования к программному обеспечению
ГОСТ 34394-2018 Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Требования пожарной безопасности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 вагонная шина обмена информацией: Линия связи (проводная, оптико-волоконная, радиочастотная), охватывающая компоненты системы управления и диагностирования на одном вагоне.
3.1.2
внешнее средство технического диагностирования (контроля технического состояния): Средство диагностирования (контроля), выполненное конструктивно отдельно от объекта. [ГОСТ 20911-89, статья 23] |
3.1.3
встроенное средство технического диагностирования (контроля технического состояния): Средство диагностирования (контроля), являющееся составной частью объекта. [ГОСТ 20911-89, статья 22] |
3.1.4 высокоскоростной моторвагонный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируется моторвагонный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа со скоростью более 200 км/ч.
3.1.5
глубина поиска места отказа (неисправности): Характеристика, задаваемая указанием составной части объекта с точностью, до которой определяется место отказа (неисправности). [ГОСТ 20911-89, статья 31] |
3.1.6
достоверность технического диагностирования (контроля технического состояния): Степень объективного соответствия результатов диагностирования (контроля) действительному техническому состоянию объекта. [ГОСТ 20911-89, статья 29] |
3.1.7 заказчик: Предприятие или организация, или их объединение, по договору с которым осуществляется разработка, производство и/или поставка моторвагонного подвижного состава и/или его составных частей.
3.1.8 моторвагонный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
3.1.9 обмен данными: Перенос данных между функциональными блоками в соответствии с набором правил, управляющих передачей данных и координацией обмена.
3.1.10
объект технического диагностирования (контроля технического состояния): Изделие и/или его составные части, подлежащие (подвергаемые) диагностированию (контролю). [ГОСТ 20911-89, статья 1] |
3.1.11 поездная шина обмена информацией: Линия связи (проводная, оптико-волоконная, радиочастотная), охватывающая компоненты системы управления и диагностирования на единице моторвагонного подвижного состава.
3.1.12
полнота технического диагностирования (контроля технического состояния): Характеристика, определяющая возможность выявления отказов (неисправностей) в объекте при выбранном методе его диагностирования (контроля). [ГОСТ 20911-89, статья 30] |
3.1.13
приспособленность объекта к диагностированию (контролепригодность): Свойство объекта, характеризующее его пригодность к проведению диагностирования (контроля) заданными средствами диагностирования (контроля). [ГОСТ 20911-89, статья 14] |
3.1.14 сервисный интерфейс: Устройство сопряжения линии связи (проводной, оптико-волоконной, радиочастотной) между центральной системой диагностирования (подсистемами диагностирования) моторвагонного подвижного состава и аппаратно-программными средствами стационарных диагностических комплексов.
3.1.15 силовая установка: Первичный двигатель и вспомогательное оборудование автономного моторвагонного подвижного состава, которые предназначены для преобразования энергии топлива в механическую энергию.
3.2.16
система технического диагностирования (контроля технического состояния): Совокупность средств, объекта и исполнителей, необходимая для проведения диагностирования (контроля) по правилам, установленным в технической документации. [ГОСТ 20911-89, статья 15] |
3.1.17 скоростной моторвагонный подвижной состав: Моторвагонный подвижной состав, предназначенный для перевозок со скоростью движения в интервале от 141 до 200 км/ч.
3.1.18
техническое диагностирование: Определение технического состояния объекта. [ГОСТ 20911-89, статья 4] |
3.1.19 устройство сопряжения: Устройство, предназначенное для соединения и разъединения объекта и средства технического диагностирования.
3.1.20 центральный компьютер: Электронно-цифровое устройство обработки информации, обеспечивающее, кроме управления различными системами поезда, также управление подсистемами диагностирования, выполненными на базе микропроцессоров (контроллеров), обработку, визуализацию и хранение полученных от них диагностических данных.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АЛС - автоматическая локомотивная сигнализация;
КСОБД - комплексная система обеспечения безопасности движения;