ГОСТ Р 57577-2017
(ИСО 50003:2014)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы энергетического менеджмента
ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОРГАНОВ, ПРОВОДЯЩИХ АУДИТ И СЕРТИФИКАЦИЮ СИСТЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Energy management systems. Requirements for bodies providing audit and certification of energy management systems
ОКС 27.010
Дата введения 2018-07-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 "Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2017 г. N 1709-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 50003:2014* "Системы энергетического менеджмента. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем энергетического менеджмента" (ISO 50003:2014 "Energy management systems - Requirements for bodies providing audit and certification of energy management systems", MOD). При этом дополнительные слова и фразы, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и/или особенностей российской национальной стандартизации, выделены полужирным курсивом**, а объяснения причин их включения приведены в сносках.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов отмеченные по тексту документа знаком "**" выделены курсивом; приведенные в разделе 2 "Нормативные документы" и отмеченные по тексту документа знаком "" выделены полужирным курсивом; остальные по тексту документа приводятся обычным шрифтом. - Примечания изготовителя базы данных.
Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственного стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"**. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт предназначен для совместного использования с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021, идентичного международному стандарту ISO/IEC 17021:2011. В настоящий момент международный стандарт ISO/IEC 17021:2011 заменен на серию стандартов ISO/IEC 17021, при этом для целей настоящего стандарта ISO/IEC 17021:2011 признан идентичным ISO/IEC 17021-1. При введении в действие национального стандарта, идентичного ISO/IEC 17021-1, такой национальный стандарт также будет признан идентичным ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 для целей настоящего стандарта.
В дополнение к требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 настоящий стандарт устанавливает требования применительно к специальной технической области систем энергетического менеджмента, которые необходимы для обеспечения результативности аудита и сертификации. В частности, настоящий стандарт охватывает дополнительные требования, необходимые для процесса планирования аудита, первоначального сертификационного аудита, проведения аудита на местах, компетентности аудиторов, продолжительности аудитов систем энергетического менеджмента и выборочных проверок для организаций с несколькими производственными площадками.
Раздел 4 содержит описание характеристик аудита систем энергетического менеджмента, раздел 5 описывает требования к процессу аудита систем энергетического менеджмента и раздел 6 описывает требования к компетентности персонала, участвующего в деятельности по сертификации систем энергетического менеджмента. Приложения А, В содержат информацию, дополняющую сведения, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021. В настоящем стандарте рассматриваются вопросы, связанные с проведением аудитов систем энергетического менеджмента в целях сертификации, однако он не касается энергетических аудитов в целях внедрения систематического анализа потребления энергии и использования энергии, которые регламентируются в ГОСТ Р 57576.
Настоящий стандарт устанавливает принципы и требования к компетентности, последовательности и беспристрастности аудита и сертификации систем энергетического менеджмента, а также требования к органам, осуществляющим эти виды деятельности. В целях обеспечения результативности аудита систем энергетического менеджмента настоящий стандарт устанавливает требования к проведению аудита, компетентности персонала, участвующего в деятельности по сертификации, продолжительности аудитов и осуществлению выборочных проверок для организаций с несколькими производственными площадками.
Сертификация систем энергетического менеджмента - это деятельность по оценке третьей стороной [ГОСТ ISO/IEC 17000 (пункт 5.5)]. Органы, осуществляющие такую деятельность, являются органами по оценке соответствия третьей стороной (органы по сертификации).
_______________
Настоящее положение носит информационный характер. При проведении сертификации системы энергетического менеджмента орган по сертификации должен быть выбран с учетом действующего законодательства, целями сертификации и другими аспектами (аккредитованный или неаккредитованный). Законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации состоит из Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Примечание - Настоящий стандарт может быть использован в качестве документа, содержащего критерии для аккредитации, взаимной оценки или других процессов аудита.
Общие принципы и требования к компетентности, последовательности и беспристрастности аудита и сертификации систем менеджмента всех видов установлены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021. Настоящий стандарт предназначен для совместного использования с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO/IEC 17000 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента
ГОСТ Р ИСО 50001 (ИСО 50001:2011) Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р 57576 (ИСО 50002:2014) Системы энергетического менеджмента. Аудит энергетический. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р 57912 (ИСО 50006:2014) Системы энергетического менеджмента. Измерение энергетических результатов на основе использования энергетических базовых линии и показателей энергетических результатов. Общие принципы и руководство
ГОСТ Р 57913 (ИСО 50015:2014) Системы энергетического менеджмента. Измерение и верификация энергетических результатов организаций. Общие принципы и руководство
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 50001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 свидетельства аудита (audit evidence): Записи, изложения фактов или другие сведения, которые связаны с критериями аудита и могут быть проверены.
Примечание - Свидетельство аудита может быть качественным или количественным.
3.2 центральный офис (central office): Одно место осуществления деятельности или сеть офисов или филиалов (площадок) организации с несколькими производственными площадками, где полностью или частично осуществляются планирование, контроль или управление деятельностью, связанной с системой энергетического менеджмента.
Примечание - Центральный офис необязательно будет представительским офисом или головным подразделением, расположенным в одном месте.
3.3 персонал, обеспечивающий эффективное функционирование системы энергетического менеджмента (EnMS effective personel): Персонал, деятельность которого направлена на обеспечение соответствия требованиям системы энергетического менеджмента.
Примечания
1 Персонал, обеспечивающий эффективное функционирование системы энергетического менеджмента, действует в рамках области и границ данной системы применительно к разработке, внедрению или поддержанию улучшений энергетических результатов.
2 Персонал, обеспечивающий эффективное функционирование системы энергетического менеджмента, влияет на энергетические результаты или результативность системы энергетического менеджмента и может включать субподрядчиков.
3 Более подробные сведения о персонале, обеспечивающем эффективное функционирование системы энергетического менеджмента, приведены в приложении А.
3.4 улучшение системы энергетического менеджмента (EnMS improvement): Улучшение, связанное с результативностью системы менеджмента.
3.5 улучшение энергетических результатов (energy performance improvement): Улучшение измеримых результатов в области энергетической эффективности, использования энергии или энергопотребления, определяемых относительно энергетической базовой линии.
Примечание - Дополнительная информация приведена в приложении В.
3.6 значительное несоответствие (major nonconformity): Несоответствие, влияющее на способность системы энергетического менеджмента достигать запланированных результатов.
Примечания
1 Определение дано применительно к системе энергетического менеджмента.
2 Несоответствия можно классифицировать по степени значимости следующим образом:
- свидетельства аудита демонстрируют отсутствие запланированного улучшения энергетических результатов;
- факты, ставящие под сомнение наличие эффективного управления процессами;
- ряд незначительных несоответствий, связанных с одним и тем же аспектом или требованиями, которые могут свидетельствовать о системной ошибке и таким образом составлять значительное несоответствие.
3.7 площадка (site): Место осуществления деятельности с определенными границами, где источник (источники) энергии, использование энергии и энергетические результаты находятся под контролем организации.
Системы энергетического менеджмента позволяют организациям применять систематический подход в отношении деятельности по достижению постоянного улучшения энергетических результатов, включая энергетическую эффективность, использование энергии и энергопотребление. Настоящий стандарт устанавливает дополнительные по отношению к ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 требования для проведения эффективных аудитов по оценке соответствия систем энергетического менеджмента.
Все требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 и настоящего стандарта должны быть применены в процессе проведения аудитов систем энергетического менеджмента.
Организация должна определить область и границы своей системы энергетического менеджмента; орган по сертификации при проведении каждого аудита должен подтвердить, что данная область и границы являются приемлемыми.
Область сертификации должна определять границы системы энергетического менеджмента, включая деятельность, производственные объекты (мощности), процессы и решения, относящиеся к системе энергетического менеджмента. Данная область может охватывать организацию со всеми ее площадками, одну площадку организации или совокупность (совокупности) объектов на площадке, например здание, средство производства или процесс. При определении границ организация не должна исключать источники энергии.
5.3.1 Продолжительность аудитов
При определении продолжительности аудитов орган по сертификации должен рассматривать следующие факторы:
- источники энергии;
- области значительного использования энергии;
- энергопотребление;
- численность персонала, обеспечивающего эффективное функционирование системы энергетического менеджмента.
Продолжительность аудита включает в себя время, необходимое для проведения проверки на местах, планирования аудита, анализа документации и составления отчета по результатам аудита. Для определения продолжительности аудита должна применяться соответствующая таблица, приведенная в приложении А. Описание методики расчета продолжительности аудита приведено в приложении А. Для случаев, когда исходя из фактически существующих процессов и организационной структуры, может быть оправдано уменьшение продолжительности аудита, орган по сертификации должен представить обоснование для такого решения и обеспечить его оформление в виде соответствующих записей.
Продолжительность аудита может быть уменьшена в том случае, если организация интегрировала систему энергетического менеджмента с другими сертифицированными системами менеджмента. Поправка, вносимая в продолжительность аудита вследствие наличия другой сертифицированной системы менеджмента, не должна приводить к уменьшению продолжительности аудита более чем на 20%.
При расчете человеко-дней, необходимых для выполнения аудита, за основу берется восьмичасовой рабочий день. Исходя из местных, региональных или национальных правовых требований может потребоваться внесение соответствующих поправок.