Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57805-2017 Туристские услуги. Водный туризм. Общие требования (Переиздание)

Приложение Б
(рекомендуемое)

Виды маломерных (безмоторных) плавательных судов для водного туризма

К маломерным (безмоторным) плавательным судам для водного туризма относят катамараны, байдарки, каноэ, рафты, лодки.

Катамаран представляет собой, как правило, гребное или парусное судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединенными в верхней части фермами или палубой, или однокорпусное судно с поплавками-балансирами по бортам. Катамараны отличаются повышенной остойчивостью и значительной площадью палубы. Их могут использовать для туризма, спорта, рыбного промысла, перевозки грузов и пр. Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция.

Байдарка - это маломерное легкое запалубленное судно, без уключин, приводимое в движение главным образом мускульной силой человека и имеющее острые обводы. В качестве движителя байдарки используют двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов.

Основные типы байдарок - спортивные и туристские байдарки.

Спортивные байдарки (каяки) представляют собой, как правило, одноместные, цельные с деревянной или пластмассовой обшивкой. Туристские байдарки являются разборными с деревянным, металлическим или пластмассовым каркасом и обшивкой из водонепроницаемого материала. Наиболее распространенные виды туристских байдарок - одно-, двухместные, реже встречаются трехместные.

Каноэ - это маломерное безуключинное гребное судно. Характерной особенностью каноэ является способ гребли лопатообразным однолопастным веслом, которым также осуществляется и руление путем поворота весла в воде, и изменение его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.

Каноэ для водного туризма являются беспалубными ("открытыми") лодками (в отличие, например, от слаломного каноэ, по форме напоминающего каяк). Такие каноэ обычно вмещают 2-3 человека и могут быть изготовлены из дерева, пластика, иногда встречаются также алюминиевые, надувные и разборные модели на каркасе. Преимущество туристского каноэ перед каяком или байдаркой заключается прежде всего в большой вместимости при относительно небольшой массе самой лодки и в удобстве обращения на суше.

Для целей экстремального туризма в условиях однодневного сплава по бурным порожистым рекам используют более прочные и короткие открытые каноэ - "одиночки" и "двойки", из тяжелых композиционных материалов, обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду.

Рафт (надувной плот) представляет собой модификацию надувного спасательного плота, который используют в основном для спасательных работ (операций). Для целей туризма в многодневных турах и для транспортирования экспедиционного груза часто используют рафты, усиленные рамой жесткости с уключинами для весел, и применяют распашной способ гребли.

Туристский рафт вмещает от 8 до 18 человек.

Лодки представляют собой, как правило, гребные или парусные маломерные суда. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). Обычно моторными лодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером. Лодки широко используют как для целей водного туризма (отдых, рыболовство), так и для перевозки грузов с судна на берег там, где нет причалов, и как спасательное средство (шлюпки).