Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков


ГОСТ 34095-2017

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СНЕГОБОЛОТОХОДЫ КОЛЕСНЫЕ МАЛОГАБАРИТНЫЕ С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТИПА

Требования безопасности и методы испытаний

Off-road recreational vehicles with automobile type controls. Safety requirements and test methods

МКС 43.140, 43.160

Дата введения 2018-04-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 1 июня 2017 г. N 51)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка. ИУС N 4-2020).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2017 г. N 1082-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34095-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2018 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost,ru)*

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2020 год      

Поправка внесена изготовителем базы данных



     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на снегоболотоходы колесные малогабаритные с органами управления автомобильного типа (далее - снегоболотоходы), оснащенные двигателями внутреннего сгорания предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам без покрытия, а также для буксирования или работы с навесным оборудованием используемые для отдыха или хозяйственных нужд. Настоящий стандарт не содержит требования относительно использования снегоболотоходов на дорогах общего пользования.

________________

В международной практике данные транспортные средства имеют обозначения ROV (Recreation Off-Road Vehicles) или UTV (Utility Task Vehicles).


Настоящий стандарт не распространяется на:

- снегоболотоходы, которые предназначены только для соревнований;

________________

Критерием, который используется для определения принадлежности транспортных средств к созданным специально для соревнований, является то, что они разработаны в соответствии со спецификациями одного из стандартов (спортивных технических регламентов), официально признанных спортивными ассоциациями.


- снегоболотоходы, которые предназначены для использования детьми не старше 14 лет;

- трех- и четырехколесные транспортные средства категорий L1-L7;

- сельскохозяйственные или лесные тракторы категории T;

- транспортные средства по ГОСТ 32571;

- оборудование для дополнительных функций (буксирное устройство и устройства для крепления груза в том случае, их контуры не выступают за контур вертикальной проекции транспортного средства без этих устройств, не рассматриваются как оборудование для дополнительных функций).

Настоящий стандарт не распространяется на снегоболотоходы, которые были изготовлены до его публикации.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.002-91 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 32571-2013 (EN 15997:2011) Снегоболотоходы колесные малогабаритные. Требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ 33990-2016 Транспортные средства. Маркировка. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 блокировка запуска от электрического стартера: Устройство, которое при определенных условиях, препятствует пуску двигателя снегоболотохода от электрического стартера.

3.2 боковая имитируемая наземная плоскость (lateral simulated ground plane); LSGP: Плоскость, повернутая на угол 15° в сторону удаления от DLV (см. 3.22), на которую ложится бок снегоболотохода при опрокидывании.

Примечание - Боковая имитируемая наземная плоскость образуется при повороте вертикальной плоскости, параллельной продольной осевой линии снегоболотохода, относительно горизонтальной линии, проходящей через наиболее удаленную точку верхнего элемента устройства защиты от опрокидывания ROPS, к которому приложена боковая нагрузка (см. рисунок 1). LSGP определяется для ненагруженного устройства защиты от опрокидывания и перемещается вместе с элементом, к которому приложена нагрузка, до угла 15° относительно вертикали.

3.3 буксирное устройство: Устройство, являющееся частью конструкции снегоболотохода и предназначенное для присоединения к снегоболотоходу прицепа или другого оборудования.

3.4 грузоподъемность: Наибольшая полезная нагрузка, предписанная предприятием-изготовителем в руководстве пользователя для заводской комплектации снегоболотохода.

Примечание - Грузоподъемность учитывает массу водителя, пассажира/пассажиров (если для него предусмотрено место), собственно груза, дополнительного оборудования и нагрузку на буксирное устройство (при наличии), но не включает снаряженную массу.

3.5 дополнительное оборудование: Предметы или устройства, устанавливаемые (закрепляемые) на снегоболотоходе после его изготовления, не являющиеся необходимыми для его нормального функционирования и предназначенные для изменения дизайна, удобства пользования и/или иных свойств, влияющих на эффективность эксплуатации.

Примечание - К дополнительному оборудованию могут относиться цепи противоскольжения, тент, закрытая кабина, дополнительные устройства освещения.

3.6 защитное снаряжение: Персональное защитное снаряжение для экипировки водителя и пассажира (пассажиров), соответствующее характеру использования снегоболотохода и включающее шлем и защиту для глаз рекомендуемого изготовителем снегоболотохода типа, а также, в отдельных случаях, иные предметы снаряжения, предусмотренные изготовителем снегоболотохода и упомянутые в руководстве пользователя.

3.7 защитный брус (rollbar): Устройство защиты от опрокидывания ROPS, имеющее одну или две стойки, состоящее из трубчатого каркаса, выполненного из одной или нескольких деталей и не имеющее консольных конструктивных элементов.

3.8 идентификационный номер (код) транспортного средства (vehicle identification number); VIN: Буквенно-цифровой код, устанавливаемый изготовителем для транспортного средства с целью обеспечить должную идентификацию каждого транспортного средства.

3.9 имитируемая наземная плоскость (simulated ground plane); SGP: Плоскость, имитирующая плоскую поверхность грунта, на которую ложится снегоболотоход после опрокидывания.

3.10 индикатор заднего хода: Световой или другого типа прибор, сигнализирующий о том, что в трансмиссии включена передача заднего хода.

3.11 индикатор нейтрали: Световой или другого типа прибор, сигнализирующий о том, что в трансмиссии не включена передача (нейтральная передача).

3.12 искрогаситель: Компонент выпускной системы, который ограничивает размер раскаленных частиц, выбрасываемых из выхлопной трубы снегоболотохода.

3.13 конструктивный элемент (structural member): Элемент устройства защиты от опрокидывания ROPS, воспринимающий нагрузку и/или поглощающий энергию.

3.14 крыша: Легкая демонтируемая конструкция, защищающая сидящих в снегоболотоходе от солнца и осадков.

Примечание - Крыша не предназначена для защиты сидящих в снегоболотоходе от падающих предметов.

3.15 максимальная скорость, км/ч: Наивысшая скорость снегоболотохода снаряженной массы с одним водителем (98 кг), развиваемая на чистой сухой ровной поверхности с подъемом не более 1,7%.

3.16 место для перевозки груза: Настил, стойки, багажник(и) или другое конструктивно оформленное загрузочное пространство, предназначенное предприятием-изготовителем для перевозки грузов на снегоболотоходе.

3.17 механическая подвеска: Устройство, которое обеспечивает возможность вертикального перемещения колеса снегоболотохода относительно шасси, сопровождаемое упругим сопротивлением и демпфированием колебаний.

3.18 многостоечное устройство защиты от опрокидывания (multiple-post ROPS): Устройство защиты от опрокидывания ROPS, имеющее более двух стоек, соединенных конструктивными элементами.

3.19 нагрузка на буксирное устройство: Вертикальная нагрузка, приходящаяся на буксирное устройство.

3.20 нейтраль: Состояние трансмиссии, при котором отсутствует механическая связь между входным и выходным валами трансмиссии.

3.21 орган переключения передач (gearshift control): Орган управления, предназначенный для выбора и включения передачи в трансмиссии.

3.22 объем ограничения деформации (deflection limiting volume); DLV: Фигура с прямоугольными очертаниями по размерам приблизительно соответствующая антропометрическим данным мужчины высокого роста, в положении сидя, в обычной рабочей одежде и защитном шлеме, с размерами по [1]* и определяющая минимальное безопасное рабочее пространство вокруг водителя и/или пассажира (пассажиров) при деформации конструкции снегоболотохода в случае аварии.

________________

* Поз. [1]-[4], [6], [11]-[18], [20] и [21] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.23 отрыв колес в повороте: Условие при движении на повороте, при котором все колеса на внутренней стороне поворота отрываются от поверхности испытательной площадки по крайней мере на 50 мм.

3.24 парковочный механизм: Устройство, находящееся в трансмиссии, которое блокирует трансмиссию, если орган управления трансмиссией находится в предусмотренном для парковки положении.

3.25 педаль акселератора: Ножной орган управления скоростью снегоболотохода.

3.26 педаль тормоза: Ножной орган управления, при перемещении которого активируется тормоз (тормоза).

3.27 поручень: Элемент конструкции снегоболотохода, позволяющий водителю и пассажиру (пассажирам) при обхвате его пальцами руки удерживаться во время движения на сиденье.

3.28 предупреждающая табличка: Табличка, идентифицирующая потенциальные риски, определенные изготовителем снегоболотохода для водителя, пассажира (пассажиров), лиц, проводящих техническое обслуживание и ремонт снегоболотохода, а также для лиц, находящихся в зоне эксплуатации снегоболотохода.