Основу законодательства в области наилучших доступных технологий (далее - НДТ) сформировал Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который совершенствует систему нормирования в области охраны окружающей среды, вводит в российское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология" и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения НДТ.
Внедрение НДТ предусмотрено международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в том числе Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенцией о защите морской среды Каспийского моря, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.
Положения Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [1] в части, касающейся НДТ, сформированы с учетом норм европейского права, в частности, Директив [2]-[4], которые требуют использования НДТ в целях предупреждения и сокращения загрязнений окружающей среды.
Целями внедрения НДТ являются:
- модернизация оборудования и производств всех отраслей промышленности;
- повышение конкурентоспособности российской промышленности;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- создание производственных объектов, соответствующих мировым показателям энергоэффективности и ресурсосбережения.
Согласно нормам Закона [1], предусматривается отнесение к областям применения НДТ объектов I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ [5].
Переход на НДТ всех предприятий, отнесенных к объектам I категории, завершится до 2030 года.
Для модернизации предприятий, переходящих на НДТ, будут утверждаться специальные программы повышения экологической эффективности. В эти программы войдут мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению объектов с указанием сроков их выполнения, объема и источников финансирования. Каждая такая программа, рассчитанная в среднем на период до семи лет, будет разрабатываться на конкретный срок без возможности продления. Что касается градообразующих и стратегических предприятий, то для них этот срок будет увеличен до 14 лет.
Проектируемые и строящиеся новые предприятия также должны будут соответствовать требованиям, предъявляемым к модернизируемым предприятиям. Соответственно, в случае превышения технологических показателей по НДТ такие предприятия не будут введены в эксплуатацию.
Закон [1] предусматривает поэтапный переход на новую систему экологического регулирования; все принятые Законом нормы имеют отсроченный характер и будут реализованы в несколько этапов.
Другими базовыми документами в области НДТ являются Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1458 [7] и Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 2674-р [8].
В Российской Федерации предусмотрен комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий [9], а также обеспечение реализации перехода промышленности России на принципы наилучших доступных технологий, включая создание современного отечественного оборудования. В частности, комплекс мер предусматривает формирование информационно-технических справочников.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ [6] разработка и публикация информационно-технических справочников НДТ (далее - российские справочники НДТ) осуществляются в период с 2015 по 2017 год. При регламентации технологического нормирования с учетом НДТ законодатель руководствовался европейским опытом, в том числе и при создании российских справочников НДТ. Так, в пункте 7 статьи 28.1 [1] прямо указано, что при разработке этих справочников "могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям". Более того, поэтапный график создания в 2015-2017 годах российских справочников НДТ [6] формировался, исходя из наличия соответствующих европейских справочников НДТ; при этом названия российских справочников НДТ практически полностью корреспондируются с названиями соответствующих европейских справочников НДТ. Особо следует подчеркнуть, что речь идет именно о европейских справочниках НДТ, которые, в отличие от американской практики, не являются перечнями НДТ. Информация, содержащаяся в европейских справочниках по НДТ, предназначена для того, чтобы ее можно было использовать при намерении внедрить НДТ на конкретном предприятии; то есть, в первую очередь эти справочники адресованы хозяйствующим субъектам, поскольку они содержат требования, которые могут предъявлять природоохранные органы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ [7], для координации деятельности технических рабочих групп при разработке российских справочников НДТ в Российской Федерации в декабре 2014 года было создано российское Бюро НДТ, под руководством которого в 2015 году созданы и утверждены первые 10 российских информационно-технических справочников по НДТ в соответствии с [6].
Разработка российских справочников НДТ является одним из наиболее трудоемких компонентов перехода к новой системе нормирования. Создание справочников путем проведения комплексных технических исследований и анализа является чрезвычайно сложным и дорогостоящим процессом, как это было продемонстрировано при разработке европейских справочников НДТ. Россия не может позволить себе начать этот процесс с нуля. Время, необходимое для составления такого справочника, - это основной фактор поэтапного введения требований технологического нормирования для различных отраслей промышленности. Российские справочники НДТ могут и должны быть расширены за счет включения НДТ, доступных в стране, в том числе российских технологий. Известно, что российские технологические подходы практически не отличаются от принятых в европейских странах, что было показано на примере первых 10 российских справочников, созданных в 2015 году в соответствии с Распоряжением [6]. При формировании справочников следует отказываться от включения технологий и методик сомнительного качества, которые не были апробированы в промышленном масштабе. Формат описания технологий установлен в ГОСТ Р 56828.13.
Временной фактор (3 года) создания российских справочников по НДТ не позволяет пренебрегать и европейским опытом, накопленным в этой области в течение 20 лет, поэтому за основу разработки российских информационно-технических справочников следует брать европейские справочники по НДТ, по мере возможности:
- соблюдая их структуру;
- не исключая методы, позиционированные в качестве НДТ (применение систем экологического менеджмента, экологического контроля и пр.);
- принимая во внимание специфику создания межотраслевых ("горизонтальных") справочников, адресованных всем или нескольким отраслям промышленности, что было отмечено в двух базовых рекомендательных документах ЕС, относящихся к созданию европейских справочников НДТ [10], [11].
В разделе 2.2 "Структура справочника" Решения 2012/119/ЕС [11]: отмечено, что структура всех справочников НДТ должна следовать общим принципам, изложенным в данном разделе. Однако порядок глав, приведенных в [11], является иллюстративным, и любой справочник может быть структурирован различным образом, если это более уместно применительно к НДТ. В "горизонтальных" справочниках НДТ целесообразно существенно отойти от общей структуры, а некоторые главы могут быть вообще неуместны. Тем не менее, и в случае "горизонтальных" справочников НДТ технические рабочие группы должны договориться о выводах по НДТ в той мере, в какой они уместны и возможны, что учтено в ГОСТ Р 56828.14.
В ЕС в целях облегчения процесса принятия решений о позиционировании технологии в качестве НДТ в 2006 году был утвержден европейский справочник НДТ "Методологии оценки наилучших доступных технологий в аспектах их комплексного воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения" [12]. При этом предполагалось, что данные методологии будут использоваться только в тех случаях, когда рассмотрение на начальном этапе не дает безусловного наилучшего варианта.
Концепция НДТ в смысле комплексного предупреждения и контроля загрязнений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, предусмотренная директивами [2], [3], [4], учитывает возможные экономические затраты и экологические выгоды, получаемые в результате реализации НДТ, а также направлена на комплексную защиту окружающей среды с учетом предотвращения новой и более серьезной экологической угрозы экосистемам, возникшей из-за ликвидации другой угрозы.
Несмотря на постоянное развитие технологий, из-за чего точное определение наилучшего способа становится проблематичным, все же возможно в течение относительно короткого периода выбрать среди всех имеющихся технологий наилучшую, что и было сделано в европейских справочниках по НДТ. Однако для того, чтобы определить наилучшую технологию в конкретных практических условиях, необходимы критерии, зависящие от субъективных решений. Например, при выборе НДТ для электростанций наилучшим решением было бы применение электроэнергии, выработанной на солнечных элементах, но это может оказаться слишком дорогим или даже невозможным вариантом, например, в условиях Заполярья. Если на территории имеются большие залежи каменного угля, то наилучшим вариантом будет ТЭЦ, работающая на этом угле, хотя в этом случае может быть оказано значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Для определения того, что такое НДТ в конкретной ситуации, институт VITO (Бельгия) разработал модель для оценки НДТ. В этой модели использован ступенчатый логический подход для принятия решения по НДТ, показанный на рисунке 1 [13].