Основу законодательства в области наилучших доступных технологий (далее - НДТ) сформировал Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который совершенствует систему нормирования в области охраны окружающей среды, вводит в российское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология" и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения НДТ.
Внедрение НДТ предусмотрено международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в том числе Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенцией о защите морской среды Каспийского моря, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.
Положения Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [1] в части, касающейся НДТ, сформированы с учетом норм европейского права, в частности директив [2]-[4], которые требуют использования НДТ в целях предупреждения и сокращения загрязнений окружающей среды.
Обезвреживание отходов, в том числе термическими способами, отнесено к областям применения наилучших доступных технологий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 2674-р [5].
Критерием отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, установленным [6], является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:
"н) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок:
- по обезвреживанию отходов производства и потребления I-III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению;
- по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);
о) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более)".
Критерием отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам II категории, установленным [6], является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:
"ч) по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся:
- хранения отходов производства и потребления I-III классов опасности;
- хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более);
- обезвреживания отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);
- обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки)".
Обработка отходов в целях получения вторичных топливно-энергетических ресурсов подпадает под вышеперечисленные критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I и II категорий.
Как правило, многие отходы могут быть использованы в качестве вторичных топливно-энергетических ресурсов, как топливо на некоторых установках, в том числе на установках по обработке отходов.
Настоящий стандарт, отражающий установленные в европейских документах [7], [8], [9] подходы к НДТ при обработке (подготовке) отходов в целях получения вторичных топливно-энергетических ресурсов, следует рассматривать в качестве дополнения к информационно-техническим справочникам НДТ [10], [11].
В соответствии с распоряжением Правительства РФ [12] разработка и публикация информационно-технических справочников НДТ осуществляется в период 2015-2017 гг. При регламентации технологического нормирования с учетом НДТ законодатель руководствовался европейским опытом, в том числе и при создании российских справочников НДТ. Так, в пункте 7 статьи 28.1 [1] прямо указано, что при разработке этих справочников "могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям".
Особо следует подчеркнуть, что речь идет именно о европейских справочниках НДТ, которые, в отличие от американской практики, не являются перечнями НДТ. Информация, содержащаяся в справочниках по НДТ, предназначена для того, чтобы ее можно было использовать для внедрения НДТ на конкретном предприятии, то есть эти справочники адресованы хозяйствующим субъектам.
В настоящем стандарте объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии, предметом стандартизации является ресурсосбережение, аспектом стандартизации является методология обработки отходов в целях получения вторичных топливно-энергетических ресурсов.