8.12.1 Общие сведения
В целях обеспечения безопасности ВС необходимо при проектировании учесть требования по предотвращению, обнаружению, ликвидации и минимизации последствий аварийных ситуаций. Аварийные ситуации необходимо идентифицировать и оценить в рамках анализа рисков согласно ГОСТ Р 54483, ГОСТ Р 51901.1, ГОСТ Р ИСО 17776, Руководствам [6] и [7]. Анализ рисков является частью системного подхода к принятию организационно-технических решений, разработке процедур и практических мер по решению задач предупреждения и уменьшения опасности аварий для жизни людей и их здоровья, ущерба имуществу и окружающей природной среде.
Экстремальные погодные, сейсмические и аварийные воздействия, способные оказать особенно сильное влияние на ВС морских сооружений, рассматриваются в ГОСТ Р 54485, ГОСТ Р 57123, ГОСТ Р 57148.
Для оценки устойчивости необходимо использовать предел прочности всей конструкции и ее отдельных элементов. При наличии динамических воздействий может потребоваться учет поглощения энергии за счет пластичной деформации. Помимо основных поражающих факторов аварийных воздействий, таких как ударная волна, струи газов, высокая температура, конструкция должна выдерживать воздействие обломков конструкций, оборудования, образующихся в результате взрыва.
Некоторые зоны на палубе (например, погрузочные площадки или зоны вблизи буровой вышки) могут подвергаться воздействию падающих или качающихся предметов. Оборудование, расположенное ниже этих мест, следует анализировать с точки зрения минимизации потенциального повреждения при воздействии вышеупомянутых факторов.
Если отдельные части ВС открытого и закрытого типов необходимо экранировать в местах потенциальной опасности взрыва газа, защитные боковые панели или перегородки должны обладать подходящими вышибными панелями, которые позволяют минимизировать разлет и уменьшить любое результирующее воздействие на основные элементы конструкций. Однако вышибные панели оказывают ограниченное влияние на снижение избыточного давления в больших зонах с многочисленным оборудованием. Вышибные панели не следует считать альтернативой открытому периметру, кроме случаев, когда увеличение общего риска является приемлемым. Однако их применение может оказаться необходимым в холодном климате.
Процедура выбора, схематически показанная на рисунке 1, содержит этап предварительной оценки аварийных ситуаций для исследуемых вариантов. Необходимо провести достаточно точную и всестороннюю оценку, чтобы гарантировать следующее:
а) реалистические оценки последствий используют для выбора общей схемы МНГС и уровня рисков;
б) уровни расчетных воздействий, определенные во время подробной оценки, достаточно близки к уровням, определенным в рамках третьей задачи, когда такие уровни используют при базовом проектировании; любая избыточность должна соответствовать практически осуществимым и реалистичным мерам минимизации последствий.
Элемент обеспечения безопасности определен как блок оборудования, неисправность которого при аварийной ситуации может вызвать возникновение различных опасных факторов. Например, неисправность элемента обеспечения безопасности может стать причиной пожара такой интенсивности и распространения, которые не позволят достигнуть необходимой противопожарной устойчивости других элементов обеспечения безопасности или основной конструкции.
Оптимальное проектирование с учетом элементов обеспечения безопасности подразумевает, среди прочего, следующее:
- минимизация количества элементов обеспечения безопасности путем отбора опасных элементов технологической системы или отбора структуры ВС с целью снижения вероятности распространения из одной зоны в соседние зоны;
- выбор места сооружения и ориентации элементов, критически важных для обеспечения безопасности, с целью минимизации последствий воздействия ударной волны и летящих предметов;
- выбор компоновки и местоположения элементов обеспечения безопасности с целью минимизации ускорений и смещений опор, особенно когда критически важные системы пересекают опорные конструкции, которые могут перемещаться относительно друг друга;
- если трубопроводные системы подвергают большим смещениям, необходимо уделить внимание использованию цельносварных трубопроводов или повышению класса установленного монтажа за пределы чисто технологических требований, чтобы пластическая деформация трубопроводов происходила без предварительной неисправности соединительной арматуры;
- снижение продолжительности пожара путем уменьшения времени продувки критически важных систем, например, путем слива жидкой фазы с одновременным вентилированием газовой фазы запасов опасных веществ. Для этого могут потребоваться дренажные емкости, которые должны быть расположены в надлежащим образом защищенном месте;
- учет взаимодействия между характеристиками элементов защиты и их опорами в случае взрыва. Вторичные конструкции и каркасы машинных отделений следует классифицировать в качестве первичной конструкции, если требуется, чтобы они оставались закрепленными на протяжении всего существования опасного события.
При проектировании ВС необходимо рассматривать следующие аварийные ситуации:
а) взрыв;
б) пожар;
в) столкновение с судном;
г) удары падающих и качающихся предметов, а также порванных тросов, кабелей и проводов;
д) удар вертолета (аварийная посадка или падение);
е) влияние случайного затопления вследствие повреждения отсека и т.д. (для плавучих сооружений).
Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения и последствия аварийных ситуаций при проектировании конструкций ВС, а также выбора схемы расположения помещений и оборудования, необходимо проанализировать методы предотвращения, контроля и минимизации последствий несчастных случаев.
Схема расположения блок-модулей (в том числе оборудования) должна обеспечивать минимизацию незащищенности персонала от случайных ситуаций и их последствий. Если во время оценки рисков выявляется потенциальная опасность, конструкции ВС должны быть спроектированы таким образом, чтобы могли иметь достаточную способность противостоять данной опасности с одновременным снижением рисков нанесения вреда персоналу и окружающей среде до уровня низшей группы. При проектировании необходимо учесть запас прочности и требования безопасности. При проектировании конструкций ВС, оборудования и прикрепленных к нему критически важных элементов должна быть обеспечена конструкционная прочность и должны отсутствовать необратимые (неупругие) деформации конструкций ВС.
Основная несущая конструкция ВС МНГС является одним из элементов обеспечения безопасности, временным укрытием для персонала, местом расположения спасательных шлюпок и других элементов, важных для обеспечения безопасности персонала. Основную несущую конструкцию ВС МНГС следует проектировать с учетом сохранения достаточной целостности в случае возникновения и развития аварийных ситуаций так, чтобы обеспечить следующее:
- защита персонала в течение времени, достаточного для его эвакуации;