ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017
Группа Т59
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оценка соответствия
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ, ПРОВОДЯЩИМ СЕРТИФИКАЦИЮ ПЕРСОНАЛА
Conformity assessment. General requirements for bodies operating certification of persons
ОКС 03.120.10
ОКСТУ 0025
Дата введения 2018-03-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") на основе русской версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июля 2017 г. N 645-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 17024:2012* "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала" (ISO/IEC 17024:2012 "Conformity assessment - General requirements for bodies operating certification of persons", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2011
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий национальный стандарт разработан с целью достижения и продвижения принятого во всем мире эталонного уровня для организаций, проводящих сертификацию (аттестацию) персонала. Сертификация персонала является одним из способов обеспечения уверенности в том, что сертифицированные лица соответствуют требованиям схемы сертификации. Доверие к схемам сертификации персонала достигается с помощью общепринятого процесса оценки и периодической повторной оценки компетентности сертифицированных лиц.
Однако необходимо проводить различие между ситуациями, когда схемы сертификации персонала обоснованы, и ситуациями, когда более целесообразны другие формы оценки квалификации. Разработка новых схем сертификации персонала в ответ на постоянно повышающуюся скорость внедрения технологических инноваций и растущую специализацию персонала, может компенсировать различия в образовании и подготовке и, таким образом, способствовать развитию мирового рынка труда. Альтернативы сертификации могут быть до сих пор необходимы там, где речь идет о коммунальных услугах и служебных или правительственных функциях.
В отличие от других типов органов по оценке соответствия, например органов по сертификации систем менеджмента, одной из характерных функций органов по сертификации персонала является проведение экзаменов, при которых используются объективные критерии определения компетентности и система баллов. Хотя общепризнано, что такие экзамены, при их хорошем планировании и разработке органами по сертификации персонала, могут, в основном, обеспечивать беспристрастность при функционировании и уменьшить риск конфликта интересов, в данный национальный стандарт включены дополнительные требования.
В любом случае, данный национальный стандарт может служить основой для признания органов по сертификации персонала и схем сертификации, согласно которым сертифицируется персонал, чтобы способствовать их принятию на национальном и международном уровнях. Только гармонизация системы развития и поддержания схем сертификации персонала может обеспечить взаимное признание и международный обмен персоналом.
Настоящий национальный стандарт устанавливает требования, выполнение которых гарантирует, что органы по сертификации персонала, реализующие схемы сертификации персонала, выполняют свою работу последовательным, сопоставимым и надежным образом. Требования данного национального стандарта считаются общими требованиями ко всем органам, проводящим сертификацию персонала. Сертификация персонала может выполняться только в том случае, когда имеется схема сертификации. Схема сертификации разрабатывается в качестве дополнения к требованиям, включенным в данный национальный стандарт, и содержит те требования, которые необходимы или желательны рынку или требуются правительством.
Настоящий национальный стандарт может быть использован владельцами схем в качестве документа, устанавливающего критерии для аккредитации или предварительной экспертной оценке, а также назначении правительственными органами и для других целей.
Настоящий национальный стандарт устанавливает принципы и требования, относящиеся к органу, проводящему сертификацию персонала в соответствии с установленными требованиями, и включает положения о разработке и ведению схемы сертификации персонала.
Примечание - Для целей данного национального стандарта термин "орган по сертификации" применяется в качестве замены полного термина "орган по сертификации персонала", а термин "схема сертификации" используется для замены полного термина "схема сертификации персонала".
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все изменения к нему).
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO/IEC 17000, Conformity assessment - Vocabulary and general principles (Оценка соответствия. Словарь и общие принципы)
ISO/IEC 17030, Conformity assessment - General requirements for third-party marks of conformity (Оценка соответствия. Общие требования к знакам соответствия при оценке, проводимой третьей стороной)
ISO 9001, Quality management systems - Requirements (Системы менеджмента качества. Требования)
ISO 19011, Guidelines for auditing management systems (Руководящие указания по аудиту систем менеджмента)
Для целей настоящего стандарта применяются термины и определения по ИСО/МЭК 17000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 процесс сертификации (certification process): Виды деятельности, с помощью которых орган по сертификации устанавливает, что данное лицо отвечает сертификационным требованиям (3.3), включая заявку, оценивание, решение по сертификации, повторную сертификацию, использование сертификатов (3.5) и логотипов/знаков.
3.2 схема сертификации (certification scheme): Компетентность (3.6) и другие требования, относящиеся к профессиональным или квалификационным категориям персонала.
Примечание - Другие требования см. в 8.3 и 8.4.
3.3 сертификационные требования (certification requirements): Комплекс установленных требований, включающий требования схемы, которые должны быть выполнены в целях проведения или сохранения сертификации.
3.4 собственник схемы (scheme owner): Организация, ответственная за разработку и ведение схемы сертификации (3.2).
Примечание - Организация может быть самим органом по сертификации, государственным органом или каким-либо другим органом.
3.5 сертификат (certificate): Документ, выпущенный органом по сертификации согласно положениям данного национального стандарта, удостоверяющий, что поименованное лицо соответствует сертификационным требованиям (3.3).
Примечание - См. 9.4.7.
3.6 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных целей.
3.7 квалификация (qualification): Демонстрируемые образование, подготовка и опыт работы, если применимо.
3.8 оценивание (assessment): Процесс оценивания выполнения данным лицом требований схемы сертификации (3.2).
3.9 экзамен (examination): Механизм, являющийся частью оценивания (3.8) который измеряет степень компетентности (3.6) кандидата (3.14) с использованием одного или более способов, письменного или устного, практического или способа наблюдения, согласно требованиям схемы сертификации (3.2).
3.10 экзаменатор (examiner): Лицо, компетентное в области проведения и оценивания экзамена (3.9), в тех случаях, когда экзамен требует профессионального суждения.
3.11 наблюдатель (invigilator): Лицо, уполномоченное органом по сертификации, которое руководит или контролирует проведение экзамена (3.9), но не оценивает компетентность (3.6) кандидата (3.14).
Примечание - Другие термины надзирателя - проктор, администратор экзамена, контролер.
3.12 персонал (personnel): Лица, работающие в органе по сертификации, или внешние работники, выполняющие для него некоторые работы.
Примечание - Эти лица включают членов комитета и добровольных сотрудников.
3.13 заявитель (applicant): Лицо, подавшее заявление о допущении его к процессу сертификации (3.1).
3.14 кандидат (candidate): Заявитель (3.13), который выполнил установленные предварительные условия и был допущен к процессу сертификации (3.1).
3.15 беспристрастность (impartiality): Соблюдение объективности.
Примечание 1 - Объективность означает, что конфликтов интересов нет, или они разрешены, так что эти факторы не могут отрицательно повлиять на последующую деятельность органа по сертификации.
Примечание 2 - Другими терминами, полезными для обозначения элемента беспристрастности, являются: независимость, отсутствие конфликта интересов, необъективности, отсутствие предубеждений, нейтральность, справедливость, непредвзятость, уравновешенность, независимость и сбалансированность.
3.16 справедливость (fairness): Равная возможность достижения успеха для каждого кандидата (3.14) в процессе сертификации (3.1).
3.17 обоснованность (validity): Доказательство того, что оценивание (3.8) измеряет то, что оно предназначено измерить, как определено в схеме сертификации (3.2).
Примечание - В данном национальном стандарте обоснованность также используется в форме прилагательного "обоснованный".
3.18 достоверность (reliability): Показатель степени, в которой баллы на экзамене (3.9) согласуются в различное время и в различных местах проведения экзамена, при различных формах для проведения экзамена и при различных экзаменаторах (3.10).
3.19 апелляция (appeal): Требование заявителя (3.13), кандидата (3.14) или сертифицированного лица о пересмотре какого-либо решения, вынесенного органом по сертификации относительно желаемого статуса ее/его сертификации.
3.20 жалоба (complaint): Выражение неудовлетворенности, иное, чем апелляция (3.19), любым отдельным лицом или организацией, относящееся к деятельности органа по сертификации или сертифицированного лица, с ожиданием ответа.
Примечание - Адаптировано из ISO/IEC 17000:2004, определение 6.5.
3.21 заинтересованная сторона (interested party): Отдельное лицо, группа лиц или организация, на которых влияет деятельность сертифицированного лица или органа по сертификации.
Пример - Сертифицированное лицо; потребитель услуг сертифицированного лица; работодатель сертифицированного лица; потребитель; правительственный орган.
3.22 надзор (surveillance): В течение периода сертификации регулярный мониторинг деятельности сертифицированного лица с целью удостовериться в его постоянном соответствии требованиям схемы сертификации.
4.1 Правовые вопросы
Орган по сертификации должен быть юридическим лицом или определенной частью юридического лица, такой, которая может нести юридическую ответственность за свою деятельность в области сертификации. Государственный орган по сертификации рассматривается как юридическое лицо на основании его статуса, которым его наделило государство.
4.2 Ответственность за решения по сертификации
Орган по сертификации должен нести ответственность и иметь полномочия без права их делегирования, касающиеся принятия решений по сертификации, включая решение о выдаче, сохранение, повторную сертификацию, а также расширение и сокращение области сертификации, приостановку ее действия или ее отмену.
4.3 Управление беспристрастностью
4.3.1 Орган по сертификации должен документально оформить свою структуру, политику и процедуры, чтобы управлять беспристрастностью и обеспечивать беспристрастное проведение сертификации. Высшее руководство органа по сертификации должно быть привержено политике соблюдения беспристрастности при выполнении сертификации. Орган по сертификации должен иметь в наличии доступное общественности заявление о том, что он понимает важность беспристрастности при проведении сертификации, разрешает конфликты интересов и обеспечивает при этом объективность.
4.3.2 Орган по сертификации должен действовать беспристрастно в отношении всех заявителей, кандидатов и имеющих сертификацию лиц.
4.3.3 Политика и процедуры по сертификации персонала должны быть справедливыми по отношению ко всем заявителям, кандидатам и сертифицированным лицам.
4.3.4 Сертификация не должна подвергаться ограничениям по причине неудовлетворительного финансового положения или по другим ограничительным причинам, например членства в каких-либо ассоциациях или группах. Орган по сертификации не должен использовать процедуры, которые несправедливо препятствуют доступу или запрещают его для некоторых заявителей и кандидатов.
4.3.5 Орган по сертификации должен нести ответственность за беспристрастность проводимой им сертификации и не должен допускать давления коммерческих, финансовых или других интересов, компрометирующих его беспристрастность.
4.3.6 Орган по сертификации должен постоянно идентифицировать угрозы для беспристрастности своей деятельности. Сюда относятся угрозы, которые возникают из его собственной деятельности, связанных с ним организаций, из взаимоотношений между ними, или взаимоотношений его персонала. Однако такие взаимоотношения не обязательно создают угрозу для беспристрастности органа по сертификации.
Примечание 1 - Взаимоотношения, которые могут создавать угрозы для беспристрастности органа по сертификации, могут быть основаны на собственности, методах руководства, системе менеджмента, поведении персонала, разделении ресурсов, финансов, условиях контрактов, маркетинге (включая продвижение торговых марок), суммах, полученных от комиссионных продаж, или на других мотивирующих факторах, связанных с новыми заявителями, и т.д.