Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2011

Группа Т59

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оценка соответствия

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ, ПРОВОДЯЩИМ СЕРТИФИКАЦИЮ ПЕРСОНАЛА

Conformity assessment. General requirements for bodies operating certification of persons



ОКС 03.120.20

ОКСТУ 0025

Дата введения 2012-07-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе русской версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 933-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 17024:2003* "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала" (ISO/IEC 17024:2003 "Conformity assessment - General requirements for bodies operating certification of persons") и дополнен сносками, поясняющими особенности применения отдельных положений стандарта в отечественной практике.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА


5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Настоящий стандарт разработан с целью достижения и распространения признанного во всем мире уровня и состава требований, применяемых организациями, проводящими сертификацию персонала. Такая сертификация является средством, обеспечивающим уверенность в том, что сертифицированные лица соответствуют установленным требованиям в соответствии с выбранной схемой сертификации*. Доверие к соответствующим схемам сертификации достигается с помощью широкого распространения процесса оценивания, последующего наблюдения и периодической проверки компетентности сертифицированных лиц.

________________

* В Российской Федерации такая сертификация проводится в рамках систем добровольной сертификации.


Однако необходимо различать ситуации, когда сертификация персонала обоснована, и ситуации, когда более приемлемыми являются другие формы определения квалификации. Разработка новых схем сертификации персонала в ответ на быстро растущее количество технических нововведений и специализаций персонала может компенсировать разницу в образовании и обучении и таким образом способствовать формированию международного рынка труда. Альтернатива сертификации может появиться в том случае, когда речь идет об общественных услугах и функциях, выполняемых государственными организациями.

По контрасту с другими типами органов по оценке соответствия, например органами по регистрации/сертификации системы менеджмента, одной из характерных функций органа по сертификации персонала является проведение экзамена с использованием объективных критериев компетентности и зачета баллов. Хотя признано, что такие экзамены при хорошем планировании и организации со стороны органа по сертификации могут сослужить хорошую службу в обеспечении беспристрастности операций и снижении риска конфликта интересов, в этот стандарт включены и альтернативные требования.

В любом случае этот стандарт следует сделать основой для признания органов по сертификации и принятых ими схем сертификации, чтобы содействовать признанию результатов сертификации на национальном и международном уровнях. Только гармонизация системы разработки и ведения схем сертификации персонала может создать условия для взаимного признания и формирования глобального рынка труда.

Этот стандарт устанавливает требования, которые обеспечивают последовательную, сопоставимую и надежную работу органов по сертификации, использующих схемы сертификации персонала. Требования стандарта должны рассматриваться как общие требования к органам по сертификации, использующим схемы сертификации лиц, которые можно дополнять в ответ на вновь возникающие потребности рынка (то есть профессиональное усовершенствование) или на специальные государственные требования, касающиеся защиты населения.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к органу по сертификации персонала в соответствии со специальными требованиями, включающими в себя разработку и ведение схем сертификации персонала.

Примечание - В некоторых странах органы, которые проверяют соответствие компетентности лиц согласно специальным требованиям, называются "органы по сертификации", в других странах - "органы по регистрации", в третьих - "органы по оценке и регистрации" или "органы по сертификации/регистрации/лицензированию", а в некоторых - просто "регистраторы". В настоящем стандарте используется термин "орган по сертификации". Однако использование только этого термина не является обязательным*.

________________

* В Российской Федерации сертификация персонала осуществляется органами по сертификации персонала.

     2 Нормативные ссылки


Следующие ниже ссылочные документы необходимы для применения этого документа. Для датированных ссылок применимо только приведенное издание. Для недатированных ссылок применимо самое последнее издание ссылочного документа (включая все изменения).

Руководство ИСО/МЭК 2:1996 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь (ISO/IEC 2:1996 Standardization and related activities - General vocabulary)

ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Общие положения и словарь (ISO 9000:2000 Quality management systems. Fundamentals and vocabulary)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте используются термины и определения, приведенные в Руководстве ИСО/МЭК 2, ИСО 9000, и нижеследующие термины и определения:

3.1 апелляция (appeal): Требование заявителя, кандидата или сертифицированного лица о пересмотре любого неблагоприятного решения, вынесенного органом по сертификации, по поводу его желаемого статуса сертификации.

3.2 кандидат (candidate): Заявитель, который выполнил все установленные предварительные действия, позволяющие ему участвовать в процессе сертификации.

3.3 процесс сертификации (certification process): Всякая деятельность, при помощи которой орган по сертификации устанавливает, что данное лицо отвечает заданным требованиям к компетентности, включая заявку, оценивание, решение по сертификации, контроль и повторную сертификацию, использование сертификатов и логотипов/знаков.

3.4 схема сертификации (certification scheme): Специальные доказательства, применяемые в сертификации, связанные со специальными категориями лиц, к которым применимы одинаковые конкретные стандарты и правила и одинаковые процедуры.

3.5 система сертификации (certification system): Комплекс процедур и ресурсов для выполнения процесса сертификации по одной схеме, ведущей к выдаче сертификата компетентности, включая ведение системы.

3.6 компетентность (competence): Продемонстрированная способность применять знания и/или навыки, что уместно, личные качества, определенные в схеме сертификации.

3.7 жалоба (complaint): Просьба об оценке соответствия, кроме апелляции, от организации или отдельного лица органу по сертификации выполнить корректирующее действие, относящееся к деятельности этого органа или любого его клиента.

3.8 оценивание (evaluation): Процесс, с помощью которого оценивается выполнение лицом требований схемы и который ведет к решению по сертификации.

3.9 экзамен (examination): Механизм, являющийся частью оценивания, который измеряет компетентность кандидата одним или несколькими способами, например, письменным, устным, практикой или наблюдением.

3.10 экзаменатор (examiner): Лицо, обладающее необходимой технической квалификацией и соответствующими личными качествами, компетентное проводить экзамен и/или засчитывать очки.

3.11 квалификация (qualification): Демонстрация личных качеств, образования, подготовки и/или опыта работы.

     4 Требования к органам по сертификации

     4.1 Орган по сертификации

4.1.1 Политика и процедуры органа по сертификации должны быть привязаны к критериям сертификации, справедливы и одинаковы для всех кандидатов, а также соответствовать всем применяемым правилам и установленным требованиям. Орган по сертификации не должен использовать процедуры, задерживающие или запрещающие доступ заявителям и кандидатам, кроме случаев, оговоренных в этом стандарте.

4.1.2 Орган по сертификации должен определить политику и процедуры установления, ведения, возобновления, расширения и сокращения заявленной области сертификации, а также приостановки или отмены сертификации.

4.1.3 Орган по сертификации должен ограничить свои требования, оценивание и решения по сертификации теми вопросами, которые определены областью деятельности по сертификации.

     4.2 Организационная структура

4.2.1 Орган по сертификации должен быть таким образом организован, чтобы заинтересованные стороны были уверены в его компетентности, беспристрастности и объективности. В частности, орган по сертификации должен:

а) быть независимым и беспристрастным в отношении заявителей, кандидатов и сертифицированных лиц, включая свой персонал и его взаимоотношения с клиентами, а также предпринимать все необходимые меры по обеспечению этических норм в работе;

б) отвечать за свои решения, связанные с установлением, ведением, возобновлением, расширением и сокращением заявленной области желаемой сертификации, а также с приостановкой или отменой действия результатов сертификации;

в) идентифицировать руководство [группу(ы) или лицо(а)], которые должны нести общую ответственность за:

1) оценивание, сертификацию и контроль, установленные настоящим стандартом, применяемые профессиональные стандарты и другие документы;

2) изложение политики, относящейся к работе органа по сертификации, с учетом деятельности по сертификации персонала;

3) решения по сертификации;

4) реализацию политики и процедур;

5) финансы органа по сертификации;

6) делегирование полномочий выполнения некоторых видов деятельности от его имени другим организациям или отдельным лицам;

г) иметь документы, учреждающие его как юридическое лицо или часть юридического лица.

4.2.2 Орган по сертификации должен иметь документированную структуру, обеспечивающую объективность, включая положения по обеспечению беспристрастности органа по сертификации в своей деятельности. Эта структура должна способствовать участию всех заинтересованных сторон в разработке политики и принципов, касающихся содержания и функционирования системы сертификации, без доминирования чьего бы то ни было частного интереса.

4.2.3 Орган по сертификации должен назначить ответственного (подразделение или должностное лицо) за схемы сертификации, который будет отвечать за разработку и ведение схемы сертификации для каждого типа рассматриваемой сертификации. Ответственный за схемы должен справедливо и равно представлять интересы всех заинтересованных сторон без доминирования какого-либо частного интереса. Если схема разрабатывается организацией, не являющейся органом по сертификации, то разработчик схемы должен придерживаться тех же принципов.

4.2.4 Орган по сертификации должен:

- иметь финансовые ресурсы, необходимые для своего функционирования и покрытия связанных с этим обязательств;

- иметь политику и процедуры для отличия сертификации персонала от любой другой деятельности;

- гарантировать, что деятельность организаций, привлеченных для выполнения отдельных работ по сертификации, не нарушает конфиденциальности и беспристрастности проводимой сертификации.

4.2.5 Орган по сертификации не должен проводить или организовывать обучение персонала или оказывать помощь другим органам или лицам в подготовке подобной услуги без проверки независимости такого обучения от деятельности по оцениванию и сертификации персонала, чтобы удостовериться в сохранении конфиденциальности и беспристрастности.

4.2.6 Орган по сертификации должен определить политику и процедуры (то есть правила поведения) по разрешению апелляций и жалоб, полученных от заявителей, кандидатов, сертифицированных лиц и их работодателей, а также других сторон по поводу процесса и критериев сертификации, политики и процедур, касающихся сертифицированных лиц. Эти процедуры и политика должны гарантировать независимое и беспристрастное разрешение апелляций и жалоб.

4.2.7 Орган по сертификации должен нанять или привлечь к работе по контракту достаточное количество специалистов с необходимым образованием, обучением, техническими знаниями и опытом, чтобы выполнять сертификационные функции, связанные с типом, диапазоном и объемом проводимых работ под ответственным руководством.

     4.3 Разработка и ведение схемы сертификации

4.3.1 Орган по сертификации должен определить методы и механизмы для использования при оценивании компетентности кандидатов и установить соответствующие политику и процедуры для первоначальной разработки и постоянного ведения этих методов и механизмов.

Примечание - В приложении А содержатся рекомендации по разработке и ведению схемы сертификации.

4.3.2 Орган по сертификации должен определить процесс разработки и ведения схем сертификации, который будет содержать анализ и оценку схемы ответственным за схемы.

4.3.3 Руководство органа по сертификации должно, если необходимо, известить ответственного за схемы о любых изменениях в правилах сертификации. Орган по сертификации должен принять во внимание мнение ответственного за схемы до того, как принять решение относительно точной формы и даты введения изменения в силу. После принятия решения и публикации измененных требований орган по сертификации должен, если уместно, информировать заинтересованные стороны и сертифицированных лиц. Орган по сертификации должен проверить, отвечает ли каждое сертифицированное лицо измененным требованиям в течение такого периода времени, которое будет сочтено целесообразным для органа по сертификации при консультации с ответственным за схемы.

4.3.4 Критерии, по которым оценивается компетентность персонала, должны быть установлены органом по сертификации согласно настоящему стандарту и другим соответствующим документам. Если потребуется объяснение по поводу применения этих документов в конкретной схеме сертификации, оно должно быть подготовлено специалистами, согласовано с ответственным за схемы и опубликовано органом по сертификации.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs