ГОСТ 33895-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ НА ПЕРЕГОНАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ
Требования безопасности и методы контроля
Railway automatics and telemechanics systems on stages of railroad lines. Safety requirements and methods of checking
МКС 45.020
Дата введения 2017-11-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" ("ВНИИНМАШ"), Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ФГОУ ВПО ПГУПС) и Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия | GE | Грузстандарт |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2017 г. N 234-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33895-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2017 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54900-2012
_________________
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2017 г. N 234-ст ГОСТ Р 54900-2012 отменен с 1 ноября 2017 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на системы интервального регулирования движения поездов на перегонах железнодорожных линий (далее - перегонные системы).
Настоящий стандарт устанавливает функции и условия безопасного функционирования перегонных систем, значения параметров, обеспечивающих безопасность, критерии их опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам перегонных систем.
Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратных и программных средств, применяемых в составе перегонных систем, а также при оценке соответствия перегонных систем требованиям безопасности.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 26.005 Телемеханика. Термины и определения.
ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 33432 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта
ГОСТ 33436.4-1 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26.005, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 система железнодорожной автоматики и телемеханики: Совокупность технических средств, обеспечивающая контроль и управление с установленным уровнем безопасности движения стационарными путевыми и подвижными объектами железнодорожного транспорта.
Примечание - По месту размещения различают постовые, напольные и бортовые технические средства железнодорожной автоматики и телемеханики.
3.2 безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики: Свойство железнодорожной автоматики и телемеханики непрерывно сохранять работоспособное или защитное состояние в течение установленного времени или наработки на отказ.
3.3 критерий опасного отказа железнодорожной автоматики и телемеханики: Признак или совокупность признаков опасного состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики, установленные в нормативных документах и/или конструкторской документации.
3.4 условия безопасности движения железнодорожных поездов: Совокупность контролируемых состояний путевых объектов, железнодорожного подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение железнодорожных поездов.
3.5 железнодорожный перегон: Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.
4.1 Требования к функциям перегонных систем железнодорожной автоматики и телемеханики
4.1.1 Функции безопасности, реализуемые перегонными системами железнодорожной автоматики и телемеханики
Перегонные системы должны обеспечивать реализацию следующих функций безопасности:
- включение разрешающего сигнального показания железнодорожного светофора;
- смена направления движения железнодорожных поездов по пути перегона;
- передача перегонными системами без проходных светофоров сигнальной информации на локомотивные устройства безопасности о разрешении движения и числе свободных впередилежащих блок-участков.
4.1.2 Требования к реализации функций безопасности перегонными системами железнодорожной автоматики и телемеханики
4.1.2.1 Требования к реализации функции безопасности включения разрешающего сигнального показания железнодорожного светофора
При включении разрешающего сигнального показания выходного светофора по маршруту отправления перегонная система должна контролировать выполнение каждого из следующих условий:
- путь перегона или первого блок-участка свободен от железнодорожного подвижного состава;
- направление движения поездов по пути перегона установлено на отправление с данной железнодорожной станции;
- наличие в аппарате управления соответствующего ключа-жезла;
- устройства перегонной системы не выключены из действия;
- на железнодорожном переезде, расположенном в горловине станции или первом участке удаления, не включена заградительная сигнализация;
- выполнены условия безопасности, контролируемые станционными объектами железнодорожной автоматики и телемеханики.
Разрешающее показание выходного светофора не должно включаться при отсутствии любого контролируемого условия. В этом случае отправление поезда возможно во вспомогательном режиме управления станционной системой железнодорожной автоматики и телемеханики под ответственность дежурного по железнодорожной станции по исключаемым из проверки условиям.
Включение разрешающего сигнального показания проходного светофора должно происходить при выполнении следующих условий:
- блок-участок свободен и деблокирован;
- нет блокирования светофора командой дежурного по железнодорожной станции или поездного диспетчера;
- свободен защитный блок-участок за следующим проходным светофором (в перегонных системах с защитными блок-участками);
- установлено соответствующее направление движения по пути перегона;
- исправен источник света выбранного сигнального показания;
- технические средства контроля путевых объектов участка (обвальная сигнализация, устройства контроля схода подвижного состава и др.) находятся в нормальном состоянии;
- не включена заградительная сигнализация на впередилежащий переезд, мост, тоннель (при использовании данного светофора в качестве заградительного).
Для предвходного светофора дополнительно реализуется функция включения запрещающего сигнального показания при потере контроля запрещающего сигнального показания на входном светофоре с соответствующим переключением кодирования.
4.1.2.2 Требования безопасности к реализации функции безопасности смены направления движения железнодорожных поездов по пути перегона
Изменение установленного направления движения поездов по пути перегона должно производиться дежурным железнодорожной станции отправления по согласию дежурного станции приема, с автоматической проверкой свободного состояния пути перегона и отсутствия заблокированных объектов, с исключением установки обеих станций в режим отправления на один и тот же путь перегона, а также отсутствия заданного маршрута отправления с железнодорожной станции на данный перегон.
В случае ложной занятости пути перегона из-за отказа средств контроля свободности пути перегона, смена установленного направления движения поездов по пути перегона должна производиться командами вспомогательного управления под личную ответственность оперативного персонала.
4.1.2.3 Передача перегонными системами без проходных светофоров сигнальной информации на локомотивные устройства безопасности о разрешении движения должна происходить при выполнении следующих условий:
- блок-участок свободен и деблокирован;
- свободен впередилежащий защитный блок-участок;
- установлено соответствующее направление движения по пути перегона;
- технические средства контроля путевых объектов участка (обвальная сигнализация, устройства контроля схода подвижного состава и др.) находятся в нормальном состоянии;