ГОСТ 33432-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Безопасность функциональная
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Functional safety. Policy and programm of safety provision. Safety proof of the railway objects
МКС 01.110
03.220.30
45.020
Дата введения 2016-09-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" ("ВНИИНМАШ") и Закрытым акционерным обществом "ИБТранс" (ЗАО "ИБТранс")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 августа 2015 г. N 79-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
(Поправка)
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 декабря 2015 г. N 2107-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33432-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2016 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54504-2011*
________________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 декабря 2015 г. N 2107-ст ГОСТ Р 54504-2011 отменен с 1 сентября 2016 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 3-2019)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт определяет назначение документов "Политика обеспечения безопасности", "Программа обеспечения безопасности" и "Доказательство безопасности", устанавливает основные требования к структуре и содержанию этих документов, а также порядок их разработки.
Настоящий стандарт распространяется на системы и устройства управления и/или обеспечения безопасности перевозочного процесса и/или других технологических процессов на железнодорожном транспорте (далее - объекты железнодорожного транспорта).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ IEC 61508-3 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 3. Требования к программному обеспечению
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 анализ риска: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.
Примечание - Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска.
3.1.2 безопасность: Отсутствие недопустимого риска.
3.1.3 валидация: Подтверждение соответствия требованиям путем испытаний и представления объективных свидетельств, выполнения конкретных требований к предусмотренному конкретному использованию.
3.1.4 верификация: Подтверждение выполнения требований путем исследования и сбора объективных свидетельств.
3.1.5 доказательство безопасности; ДБ: Документированное подтверждение того, что объект выполняет все заданные требования к функциональной безопасности.
3.1.6 жизненный цикл объекта железнодорожного транспорта (жизненный цикл): Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований, создания, применения и утилизации объекта железнодорожного транспорта, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта железнодорожного транспорта и заканчивается после этапа утилизации объекта железнодорожного транспорта.
3.1.7 жизненный цикл безопасности объекта железнодорожного транспорта (жизненный цикл безопасности): Дополнительный перечень мероприятий, осуществляемых в сочетании с жизненным циклом объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью.
3.1.8 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения, или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.
Примечание - Журнал учета опасностей иногда называют протоколом угроз.
3.1.9 заказчик: Организация, по заявке и договору с которой осуществляют разработку, производство и/или поставку объекта железнодорожного транспорта.
3.1.10 изготовитель: Организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство объекта железнодорожного транспорта для реализации заказчику (потребителю).
3.1.11 компонент: Составная часть, рассматриваемая на самом низком уровне анализа объекта железнодорожного транспорта.
3.1.12 недопустимый риск: Риск, который считают неприемлемым при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.
3.1.13 неисправность: Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и/или конструкторской (проектной) документации.
3.1.14 обеспечение безопасности: Совокупность координируемых действий, направленных на достижение, поддержание и подтверждение требуемого уровня функциональной безопасности объекта железнодорожного транспорта.
3.1.15 объект железнодорожного транспорта (объект ЖТ): Любая единица железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава, обеспечивающая выполнение требуемой функции в рамках управления и/или обеспечения безопасности перевозочного процесса и/или других технологических процессов на железнодорожном транспорте, и которую можно рассматривать в отдельности.
Примечание - В качестве объектов железнодорожного транспорта могут быть рассмотрены система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент, которые состоят из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и в частных случаях могут также включать людей.
3.1.16 опасность: Потенциальный источник возникновения ущерба.
3.1.17 показатель безопасности: Количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих безопасность объекта.
3.1.18 политика обеспечения безопасности (Политика): Официально утвержденный руководством организации документ, в котором отражены общие намерения и направления деятельности организации в части обеспечения безопасности объекта железнодорожного транспорта от потенциальных опасностей.
3.1.19 полнота безопасности: Степень уверенности в том, что объект железнодорожного транспорта будет выполнять заданные функции безопасности при данных условиях эксплуатации в заданный период времени.
Примечание - Различают полноту безопасности в отношении систематических отказов, которую чаще всего оценивают качественно, и полноту безопасности в отношении случайных отказов, характеризуемую количественными показателями безопасности (например, интенсивностью опасного отказа).
3.1.20 программа обеспечения безопасности; ПОБ: Документ, устанавливающий комплекс взаимоувязанных организационных и технических мероприятий, методов, средств, требований и норм, направленных на выполнение установленных в документации на объект железнодорожного транспорта требований функциональной безопасности.
3.1.21 разработчик: Организация, выполняющая комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских и изыскательских работ для создания или модернизации объекта железнодорожного транспорта.
3.1.22 риск: Сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба.
3.1.23 систематический отказ: Отказ, однозначно вызванный определенной причиной, которая может быть устранена только модификацией проекта или производственного процесса, правил эксплуатации и документации.
Примечания
1 Систематический отказ может быть воспроизведен путем преднамеренного создания тех же самых условий, например, с целью определения причины отказа.
2 Систематический отказ является результатом систематической неисправности.
3.1.24 спецификация: Формализованное представление требований, предъявляемых к объекту железнодорожного транспорта, которые должны быть удовлетворены при его разработке, а также описание задач, условий и эффекта действия без указания способа его достижения.
3.1.25 спецификация требований безопасности: Спецификация, содержащая все требования к функциональной безопасности, которые должны быть выполнены объектом железнодорожного транспорта, связанным с безопасностью.
Примечание - Спецификация требований безопасности включает:
- требования к функциям безопасности;
- требования к полноте безопасности.
3.1.26 управление функциональной безопасностью: Согласованная деятельность, являющаяся частью общего управления предприятием, направленная на обеспечение безопасности объекта железнодорожного транспорта.
3.1.27 управление рисками: Согласованная деятельность, направленная на управление и руководство предприятием в отношении рисков.
Примечание - Обычно управление рисками включает в себя оценку риска, обработку риска, мониторинг и пересмотр риска.
3.1.28 уровень полноты безопасности; УПБ: Обобщающий показатель безопасности, определяющий необходимую степень уверенности того, что объект будет выполнять заданные функции безопасности.
Примечания
1 УПБ включает:
- значение (диапазон значений) количественного целевого показателя безопасности;
- комплекс мероприятий, осуществляемых для достижения полноты безопасности в отношении систематических отказов.
2 Существует четыре УПБ - 1, 2, 3, 4. УПБ, равный 4, характеризует наибольшую полноту безопасности, уровень, равный 1, отвечает наименьшей полноте безопасности.
3.1.29 функциональная безопасность: Свойство объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью, выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях в течение заданного периода времени.