ГОСТ 33894-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ
Требования безопасности и методы контроля
Railway automatics and telemechanics systems on railway stations. Safety requirements and methods of checking
МКС 45.020
Дата введения 2017-11-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" ("ВНИИНМАШ"), Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ФГОУ ВПО "ПГУПС") и Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "НИИЖТ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия | GE | Грузстандарт |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2017 г. N 233-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33894-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2017 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54897-2012*
________________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2017 г. N 233-ст ГОСТ Р 54897-2012 отменен с 1 ноября 2017 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях (далее - станционные системы).
Настоящий стандарт устанавливает функции безопасности и условия безопасного функционирования станционных систем, значения параметров, обеспечивающих безопасность станционных систем, критерии их опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам станционных систем.
Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратно-программных средств, применяемых в составе станционных систем, а также при оценке соответствия станционных систем требованиям безопасности.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 26.005 Телемеханика. Термины и определения
ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 33432 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта
ГОСТ 33436.4-1 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26.005, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 система железнодорожной автоматики и телемеханики: Совокупность технических средств, обеспечивающая контроль и управление с установленным уровнем безопасности движения стационарными путевыми и подвижными объектами железнодорожного транспорта.
Примечание - По месту размещения различают постовые, напольные и бортовые технические средства железнодорожной автоматики и телемеханики.
3.2 безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики: Свойство железнодорожной автоматики и телемеханики непрерывно сохранять работоспособное или защитное состояние в течение установленного времени или наработки на отказ.
3.3 критерий опасного отказа железнодорожной автоматики и телемеханики: Признак или совокупность признаков опасного состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики, установленные в нормативных документах и (или) конструкторской документации.
3.4 условия безопасности движения железнодорожных поездов: Совокупность контролируемых состояний путевых объектов, железнодорожного подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение железнодорожных поездов.
3.5 железнодорожная станция: Пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
4.1 Общие требования к системам железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях
4.1.1 Станционная система должна осуществлять управление станционными объектами с соблюдением принципа единоначалия, с уровней иерархической системы управления перевозочным процессом:
а) поездным диспетчером при включении железнодорожной станции в систему диспетчерской централизации участка;
б) дежурным по железнодорожной станции маршрутными и индивидуальными командами при автономном управлении системой;
в) дежурным по участковой (опорной) железнодорожной станции при удаленном управлении другими станциями;
г) руководителем маневров в режиме местного управления отдельным районом железнодорожной станции.
4.1.2 Изменение района управления должно производиться с соблюдением принципа единоначалия, командами поездного диспетчера и дежурного по железнодорожной станции в пределах зон их компетенции.
Переход с центрального управления на местное и обратно должен быть возможен в предусмотренных сочетаниях передаваемых объектов железнодорожной автоматики и телемеханики в соответствии с 4.3.9.
4.1.3 Независимо от используемого режима управления, станционная система должна обеспечивать:
- текущий объективный контроль состояния объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (путевые участки, железнодорожные стрелки, светофоры, переезды и т.д.);
- реализацию безопасных интерфейсов с объектами железнодорожной автоматики и телемеханики;
- возможность преобразования и передачи необходимой информации в требуемой форме в смежные и вышестоящие системы управления перевозочным процессом;
- возможность предоставления обслуживающему персоналу необходимых условий безопасного проведения технического обслуживания и ремонта железнодорожной автоматики и телемеханики;
- взаимодействие с техническими средствами оценки технического состояния, идентификации и определения местоположения железнодорожного подвижного состава (далее - подвижной состав);
- возможность бессветофорного регулирования движения поездов и маневровых составов путем передачи соответствующих сигнальных кодов в рельсовые цепи, шлейфы, радиоканалы непрерывной или точечной связи с локомотивами при оборудовании устройств электрической централизации дополнительными средствами автоматики и связи.
4.1.4 Станционная система на станциях стыкования должна дополнительно обеспечивать:
а) идентификацию задаваемых поездных и маневровых маршрутов следующих видов:
1) маршруты на участках с электротягой постоянного тока,
2) маршруты на участках с электротягой переменного тока,
3) маршруты на участках с автономной тягой,
4) маршруты безостановочного пропуска двухсистемного тягового подвижного состава;
б) автоматическую установку переключателей рода тока контактной сети в требуемое положение при задании маршрута;
в) возможность управления переключателями рода тока контактной сети с помощью индивидуально посылаемых команд;
г) замыкание переключателя рода тока контактной сети одновременно с замыканием в маршруте любого из изолированных путевых участков, над которыми расположена переключаемая секция контактной сети;
д) размыкание переключателя рода тока контактной сети только после размыкания всех секций маршрута, над которыми расположена переключаемая секция контактной сети, и после освобождения переключаемой секции контактной сети пантографами электроподвижного состава;
е) возможность выбора задаваемого маршрута по роду тока:
1) в централизованных районах - автоматически,
2) на входах в районы с переключаемыми секциями контактной сети - автоматическое переключение рода тока в переключаемой секции контактной сети на род тока, соответствующий электрической тяге электроподвижного состава, следующего по маршруту через район с переключаемыми секциями контактной сети,
3) идентификацию рода тока системы тягового электроснабжения, поданного на приемоотправочный путь с переключаемой секцией контактной сети;
ж) автоматическую установку и замыкание переключателя рода тока контактной сети в положении, соответствующем роду тока в контактной сети на предмаршрутном участке, при установке маршрутов для локомотивов с автономной тягой по входным и маршрутным светофорам, находящихся от границ переключаемой секции контактной сети на расстоянии менее фактического тормозного пути минус 200 м;
и) счет числа заездов локомотива на приемоотправочный путь с переключаемой секцией контактной сети и выездов с него;
к) возможность искусственного размыкания пути приема с переключаемой секцией контактной сети;
л) возможность установки переключателей рода тока контактной сети при задании маршрута безостановочного пропуска двухсистемного тягового подвижного состава с обеспечением в маршруте обесточенных секций контактной сети ("нейтральной вставки") необходимой протяженности для переключения оборудования локомотива на соответствующий род тока.
4.1.5 Станционная система для управления централизованными стрелками должна обеспечивать:
- возможность передачи управления стрелкой с центрального поста на местное управление и обратно;
- перевод централизованной стрелки в положение, определяемое маршрутной или индивидуальной командой при условии наличия контроля ее свободности от подвижного состава;