ГОСТ Р 54897-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ
Требования безопасности и методы контроля
Automatics and telemechanics railway systems on railway stations. Safety requirements and methods of checking
ОКС 45.020
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВПО "ПГУПС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2012 г. N 56-ст
4 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" применительно к объекту технического регулирования - системам сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях:
- подразделы 4.1-4.5 содержат минимально необходимые требования безопасности;
- подразделы 5.1-5.6 устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности для осуществления оценки соответствия
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях (далее - станционные системы).
Настоящий стандарт устанавливает функции безопасности и условия безопасного функционирования станционных систем, значения параметров, обеспечивающих безопасность станционных систем, критерии их опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам станционных систем.
Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратно-программных средств, применяемых в составе станционных систем, а также при оценке соответствия станционных систем требованиям безопасности.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения.
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53431, ГОСТ Р 53685.
4.1.1 Станционная система должна осуществлять управление станционными объектами с соблюдением принципа единоначалия, с уровней иерархической системы управления перевозочным процессом:
а) поездным диспетчером при включении железнодорожной станции в систему диспетчерской централизации участка;
б) дежурным по железнодорожной станции маршрутными и индивидуальными командами при автономном управлении станционной системой;
в) руководителем маневров в режиме местного управления отдельным районом железнодорожной станции.
4.1.2 Изменение района управления должно производиться с соблюдением принципа единоначалия, в соответствии с командами поездного диспетчера и дежурного по железнодорожной станции в пределах зон их компетенции.
Переход с центрального управления на местное и обратно должен быть возможен в предусмотренных сочетаниях передаваемых объектов железнодорожной автоматики и телемеханики в соответствии с 4.3.9.
4.1.3 Независимо от используемого режима управления устройства станционной системы должны обеспечивать:
- текущий объективный контроль состояния объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (путевые участки, железнодорожные стрелки, светофоры, переезды и т.д.);
- реализацию безопасных интерфейсов с объектами железнодорожной автоматики и телемеханики;
- возможность преобразования и передачи необходимой информации в требуемой форме в смежные и вышестоящие системы управления перевозочным процессом;
- возможность предоставления обслуживающему персоналу необходимых условий безопасного проведения технического обслуживания и ремонта железнодорожной автоматики и телемеханики;
- взаимодействие с техническими средствами оценки технического состояния, идентификации и определения местоположения железнодорожного подвижного состава (далее - подвижной состав);
- возможность ведения техническими средствами железнодорожной автоматики и телемеханики информационных описаний (моделей) стационарных и подвижных объектов управления, отражающих в реальном времени:
а) текущее состояние объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (железнодорожных стрелок, светофоров, путевых участков и т.д.);
б) поездное положение (идентификация железнодорожного поезда (далее - поезд), назначение, текущее местоположение, техническое состояние);
в) локомотивное положение (идентификация локомотива и бригады, назначение, текущее местоположение, техническое состояние локомотива);
г) вагонное положение (идентификация железнодорожного вагона, назначение, текущее местоположение на станции и в железнодорожном подвижном составе, техническое состояние железнодорожного вагона и груза);
д) состояние станционных систем и технологических процессов;
- возможность безсветофорного регулирования движения поездов и маневровых составов путем передачи соответствующих сигнальных кодов в рельсовые цепи, шлейфы, радиоканалы непрерывной или точечной связи с локомотивами.
4.1.4 Станционная система на станциях стыкования должна дополнительно обеспечивать:
- идентификацию задаваемых поездных и маневровых маршрутов следующих видов:
а) маршруты на участках с электротягой постоянного тока;
б) маршруты на участках с электротягой переменного тока;
в) маршруты на участках с автономной тягой;
- автоматическую установку переключателей станции стыкования в требуемое положение при задании маршрута;
- возможность управления переключателями станции стыкования с помощью индивидуально посылаемых команд;
- замыкание переключателя станции стыкования одновременно с замыканием в маршруте любого из изолированных путевых участков, над которыми расположена переключаемая секция контактной сети;
- размыкание переключателя станции стыкования только после размыкания всех секций маршрута, над которыми расположена переключаемая секция контактной сети, и после освобождения переключаемой секции контактной сети пантографами электроподвижного состава;
- возможность выбора задаваемого маршрута по роду тока:
а) в централизованных районах - автоматически;
б) на входах в районы с переключаемыми секциями контактной сети - автоматическое переключение рода тока в переключаемой секции контактной сети на род тока, соответствующий электрической тяге электроподвижного состава, следующего по маршруту через район с переключаемыми секциями контактной сети;
в) идентификацию рода тока системы тягового электроснабжения, поданного на приемо-отправочный путь с переключаемой секцией контактной сети;
- автоматическую установку и замыкание переключателя станции стыкования в положении, соответствующем роду тока в контактной сети на предмаршрутном участке, при установке маршрутов для локомотивов с автономной тягой по входным и маршрутным светофорам, находящихся от границ переключаемой секции контактной сети на расстоянии менее фактического тормозного пути минус 200 м;
- счет числа заездов локомотива на приемо-отправочный путь с переключаемой секцией контактной сети и выездов с него;
- возможность искусственного размыкания пути приема с переключаемой секцией контактной сети.
4.1.5 Станционная система для управления централизованными стрелками должна обеспечивать:
- возможность передачи управления стрелкой с центрального поста на местное управление и обратно;
- перевод централизованной стрелки в положение, определяемое маршрутной или индивидуальной командой;
- перевод централизованной стрелки, переданной на местное управление;
- замыкание централизованной стрелки в маршруте на время его использования;
- блокирование централизованной стрелки от перевода маршрутными или индивидуальными командами;
- фиксацию потери контроля положения остряков или сердечника подвижной стрелочной крестовины до перевода и во время перевода централизованной стрелки;
- перевод централизованной стрелки из неконтролируемого (среднего) положения в контролируемое (нормальное или переведенное) положение;
- при диспетчерской централизации двукратную попытку перевода централизованной стрелки и ее автоматический возврат в нормальное положение при наличии исходных условий перевода и отсутствии фиксации контроля переведенного положения;
- исключение возможности перевода централизованной стрелки индивидуальной командой блокирования;
- перевод и замыкание централизованных стрелок, ведущих на пути осмотра железнодорожного подвижного состава, в охранное положение по запросу оператора пункта технического осмотра железнодорожного подвижного состава;
- выключение централизованной стрелки из централизованного управления с сохранением централизованного контроля положения (включение стрелочного макета);
- установку стрелочного макета для сохранения пользования сигналами при централизованной стрелке, выключенной из управления;
- контроль продолжительности перевода централизованной стрелки и отключение длительно работающего электрического стрелочного двигателя централизованной стрелки при отсутствии контроля переведенного положения в установленное время;
- последовательный или параллельный перевод централизованных стрелок маршрута при индивидуальном или магистральном питании электрических стрелочных приводов с поста электрической централизации стрелок и сигналов;
- возможность исключения контроля свободного состояния стрелочной секции для перевода централизованной стрелки во вспомогательном режиме или переданной на местное управление;
- фиксацию состояния взреза железнодорожного стрелочного перевода;
- восстановление централизованного контроля положения стрелки при ручном переводе стрелочного электропривода курбельной рукояткой (после подтверждения дежурным по железнодорожной станции направления перевода централизованной стрелки);
- управление устройствами очистки централизованных стрелочных переводов от снега.
4.1.6 Станционная система для управления железнодорожными светофорами должна обеспечивать:
- автоматическое включение запрещающего показания станционного светофора при отсутствии команд управления (на поездном светофоре - сигнальное показание красного цвета, на маневровом светофоре - синего);
- согласованное управление и контроль показаний железнодорожного светофора (далее - светофор), маршрутного и сигнального указателей;