Статус документа
Статус документа

ГОСТ 13556-2016 Краны грузоподъемные. Краны башенные. Общие технические требования (с Поправками)

     13 Требования безопасности

13.1 Конструкция кранов, элементов и механизмов, а также их компоновка на кране должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.058, ГОСТ 12.3.033 и обеспечивать безопасность при перевозке, монтаже, испытаниях, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте.

13.2 Ограничители и указатели, установленные на башенных кранах должны соответствовать ГОСТ 32575.3.

13.3 Концевые выключатели ограничителей рабочих движений крана, разорвавшие электрическую цепь при взаимодействии с выключающим их элементом (линейкой, штырем и т.п.), не должны самопроизвольно восстанавливать эту цепь (замыкать контакты) при прохождении выключателя за элемент.

13.4 Ограничитель поворота должен допускать вращение поворотной части крана не менее чем на 3 оборота от одного крайнего положения до другого.

13.5 Выступающие концы элементов крана (головка стрелы, гуська, верхняя часть оголовка башни, крюковая подвеска, а также края плит противовеса, расположенных на высоте до 2 м над площадкой, где могут находиться люди) должны быть выделены предупредительной окраской по ГОСТ 12.2.058.

13.6 Средства доступа, ограждения и защиты должны соответствовать ГОСТ 32576.3.

13.7 Устройство люков, калиток, ограждений и кожухов движущихся частей механизмов должно соответствовать ГОСТ 32576.3.

13.8 При проведении особо ответственных и опасных операций (монтаж, наращивание башни, статические и динамические испытания и др.) управление краном должно осуществляться с выносного пульта.

13.9 Механизмы и узлы кранов должны иметь проушины, скобы или места для безопасной строповки их во время установки, монтажа или снятия с крана.

13.10 Подкатные тележки для перевозки кранов в виде автопоезда должны быть оборудованы управляемыми тормозами.

13.11 Температура нагретых поверхностей ограждающих конструкций оборудования, нагревательных приборов и других источников тепла в кабине на высоте более 0,5 м не должна превышать 45°С.

13.12 Уровни вибрации и шума не должны превышать норм, установленных действующими нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавшие за принятие межгосударственного стандарта.

Конкретные значения допустимых уровней вибрации и шума следует указывать в технических условиях и эксплуатационной документации на кран.

13.13 Безопасность башенных кранов по видам опасности, опасных ситуаций и опасных явлений по ГОСТ ISO 12100 должна обеспечиваться выполнением требований, установленных в настоящем стандарте (таблица 3).


Таблица 3 - Перечень опасностей, опасных ситуаций и опасных явлений по ГОСТ ISO 12100

N п/п

Вид опасности

Номер раздела, пункта соответствующих требований настоящего стандарта

1

Опасность раздавливания

13.6

2

Опасность захвата или наматывания

7.2

3

Опасность втягивания или захватывания

7.2

4

Опасность получения удара

13.2

5

Опасность падения

12.6.2, 12.6.5, 13.6

6

Опасность попадания или выброса высоконапорной струи жидкости

Раздел 9

7

Электрические виды опасности в результате:

8

- прямого или косвенного прикосновения к токопроводящим деталям

Раздел 8

9

- прикосновения людей к деталям, которые стали токопроводящими из-за неисправности

8.14

10

- приближения к деталям, находящимся под высоковольтным напряжением

Раздел 8

11

- электрических процессов

8.1, 8.4, 8.7

12

Термические виды опасности:

9.1

13

- Ожоги и обморожение и другие травмы, вызываемые прикосновением людей к предметам или материалам с очень высокой или низкой температурой, пламенем или взрывом, а также излучением источников тепла

8.1, 8.3, 9.1, 10.1, 13.10

14

Опасность вследствие шума

15

- Нарушение слуха (глухота), прочие физиологические расстройства (например, потеря равновесия, притупление внимания)

Раздел 10, 13.11

16

Опасность вследствие вибрации

17

- Вибрация во всем теле, особенно в сочетании с неудобными позами

Раздел 10, 13.11

18

- Вибрация на рукоятках управления

10.1

19

Опасность, вызываемая пренебрежением эргономическими принципами при разработке конструкции машин, например:

20

- Неудобная поза или чрезмерная нагрузка на организм

Раздел 10

21

- Недостаточный учет анатомии человека в части рук и ног

Раздел 10

22

- Неприспособленное местное освещение

10.1

23

- Неправильное поведение человека

10.1, 12.6

24

Неудобная конструкция, размещение или маркировка элементов управления

10.1

25

Неудобная конструкция или размещение приборов контроля

10.1

26

Неожиданный запуск, неожиданное прокручивание/перекручивание (или другие неисправности) вследствие:

8.1

27

- Выход из строя, нарушения в работе системы управления

12.6.3, 12.6.4

28

- Восстановление энергоснабжения после перерыва

8.1, 13.2

29

- Ошибки в управлении (из-за недостаточного соответствия оборудования качествам и способностям человека)

Раздел 10

30

Отсутствие возможности остановки оборудования в оптимальных условиях

12.6.3

31

Отключение электропитания

8.1, 14

32

Выход из строя контуров управления и регулирования

13.2

33

Неправильная сборка

4.5, 14

34

Поломка во время работы

4.3, 4.4, 7.9, 7.10, 7.11, 12.6.3

35

Потеря устойчивости/переворачивание машины

4, 6.1

36

Проскальзывание, спотыкание или падение людей (из-за оборудования)

13.6

37

Поступательное движение оборудования, когда оператор не находится на своем месте

7.4

38

Несоответствующие возможности по снижению скорости машины, ее выключению и остановке

12.6.4, 13.2

39

В связи с рабочим местом (включая кабину крановщика):

40

- Пожар (воспламеняемость кабины, нехватка средств огнетушения)

10.1

41

Механические виды опасности на рабочем мосте:

- касание колес;

- наезд;

- падение предметов, проникновение предметов в тело человека;

- поломка вращающихся с высокой скоростью деталей;

- касание персоналом движущихся деталей машины или инструментов

10.1, 13.6

42

Несоответствующие условия видимости с рабочего места

Раздел 10, 12.9

43

Несоответствующее освещение

Раздел 10

44

Несоответствующее сидение

10.1

45

Шум на рабочем месте

10.1

46

Вибрация на рабочем месте

10.1

47

Недостаточные возможности эвакуации/аварийные выходы

10.1

48

Опасность, связанная с системой управления:

49

Несоответствующее размещение элементов управления

10.1, 12.6.3, 12.9

50

Несоответствующая конструкция элементов управления и их режимов работы

10.1, 12.6.3, 12.9

51

Опасность со стороны оборудования/для третьих лиц:

52

- Опасность, связанная с несанкционированным пуском/эксплуатацией

Раздел 12

53

- Движение детали оборудования за пределы своей точки фиксации

13.2, 13.6

54

- Отсутствие или несоответствие светового и звукового сигнального оборудования

13.2

55

Недостаточные инструкции для оператора (крановщика)

Раздел 14

56

Механические виды опасности и опасных явлений:

57

- вследствие падения грузов, столкновений, ударов, вызванных:

7.2

58

- недостаточной стабильностью

4.3

59

- неправильной загрузкой, перегрузкой, превышением опрокидывающего момента

13.2

60

- неконтролируемыми движениями

7.4

61

- неожиданными/непредусмотренными движениями груза

13.1

62

- несоответствующими средствами крепления/комплектующими

13.1

63

- столкновением нескольких машин

13.2

64

- вследствие доступа людей к грузонесущему оборудованию

13.6, 14

65

- вследствие схода с рельсов

4.5, 13.1

66

- вследствие недостаточной механической прочности узлов

4.2, 4.3, Раздел 5, Раздел 6, 13.1

67

- вследствие несоответствующей конструкции грузоподъемных крюков и барабанов

7.3, 13.1

68

- вследствие неправильного выбора цепей, канатов, подъемных устройств и комплектующих и их неправильной установки на оборудовании

7.3, 13.1

69

- вследствие опускания груза под контролем фрикционного тормоза

13.1

70

- вследствие наличия несоответствующих условий для проведения монтажа, контроля, эксплуатации, ремонта

4.5, 12.9, 13.7

71

- вследствие воздействия груза на людей (нанесение удара грузом или противовесом)

13.5

72

- Электрические виды опасности:

73

- вследствие удара молнии

8.1, 8.14

74

- опасность, вызываемая пренебрежением эргономическими принципами

8.1, 8.14

75

Механические виды опасности и опасных явлений вследствие:

76

- выхода из строя системы управления оборудования для перевозки людей

12.4, 12.10, 12.11

77

- слишком высокой скорости оборудования для перевозки людей

12.5, 12.11

78

- Падение людей с оборудования для перевозки людей

12.6.5, 12.6.9, 12.15

79

- Неправильное поведение людей

12.8, 12.10, 13.2, 13.3, Раздел 14, 17.4, Раздел 21