13.1 Конструкция кранов, элементов и механизмов, а также их компоновка на кране должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.058, ГОСТ 12.3.033 и обеспечивать безопасность при перевозке, монтаже, испытаниях, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте.
13.2 Ограничители и указатели, установленные на башенных кранах должны соответствовать ГОСТ 32575.3.
13.3 Концевые выключатели ограничителей рабочих движений крана, разорвавшие электрическую цепь при взаимодействии с выключающим их элементом (линейкой, штырем и т.п.), не должны самопроизвольно восстанавливать эту цепь (замыкать контакты) при прохождении выключателя за элемент.
13.4 Ограничитель поворота должен допускать вращение поворотной части крана не менее чем на 3 оборота от одного крайнего положения до другого.
13.5 Выступающие концы элементов крана (головка стрелы, гуська, верхняя часть оголовка башни, крюковая подвеска, а также края плит противовеса, расположенных на высоте до 2 м над площадкой, где могут находиться люди) должны быть выделены предупредительной окраской по ГОСТ 12.2.058.
13.6 Средства доступа, ограждения и защиты должны соответствовать ГОСТ 32576.3.
13.7 Устройство люков, калиток, ограждений и кожухов движущихся частей механизмов должно соответствовать ГОСТ 32576.3.
13.8 При проведении особо ответственных и опасных операций (монтаж, наращивание башни, статические и динамические испытания и др.) управление краном должно осуществляться с выносного пульта.
13.9 Механизмы и узлы кранов должны иметь проушины, скобы или места для безопасной строповки их во время установки, монтажа или снятия с крана.
13.10 Подкатные тележки для перевозки кранов в виде автопоезда должны быть оборудованы управляемыми тормозами.
13.11 Температура нагретых поверхностей ограждающих конструкций оборудования, нагревательных приборов и других источников тепла в кабине на высоте более 0,5 м не должна превышать 45°С.
13.12 Уровни вибрации и шума не должны превышать норм, установленных действующими нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавшие за принятие межгосударственного стандарта.
Конкретные значения допустимых уровней вибрации и шума следует указывать в технических условиях и эксплуатационной документации на кран.
13.13 Безопасность башенных кранов по видам опасности, опасных ситуаций и опасных явлений по ГОСТ ISO 12100 должна обеспечиваться выполнением требований, установленных в настоящем стандарте (таблица 3).
Таблица 3 - Перечень опасностей, опасных ситуаций и опасных явлений по ГОСТ ISO 12100
N п/п | Вид опасности | Номер раздела, пункта соответствующих требований настоящего стандарта |
1 | Опасность раздавливания | 13.6 |
2 | Опасность захвата или наматывания | 7.2 |
3 | Опасность втягивания или захватывания | 7.2 |
4 | Опасность получения удара | 13.2 |
5 | Опасность падения | 12.6.2, 12.6.5, 13.6 |
6 | Опасность попадания или выброса высоконапорной струи жидкости | Раздел 9 |
7 | Электрические виды опасности в результате: | |
8 | - прямого или косвенного прикосновения к токопроводящим деталям | Раздел 8 |
9 | - прикосновения людей к деталям, которые стали токопроводящими из-за неисправности | 8.14 |
10 | - приближения к деталям, находящимся под высоковольтным напряжением | Раздел 8 |
11 | - электрических процессов | 8.1, 8.4, 8.7 |
12 | Термические виды опасности: | 9.1 |
13 | - Ожоги и обморожение и другие травмы, вызываемые прикосновением людей к предметам или материалам с очень высокой или низкой температурой, пламенем или взрывом, а также излучением источников тепла | 8.1, 8.3, 9.1, 10.1, 13.10 |
14 | Опасность вследствие шума | |
15 | - Нарушение слуха (глухота), прочие физиологические расстройства (например, потеря равновесия, притупление внимания) | Раздел 10, 13.11 |
16 | Опасность вследствие вибрации | |
17 | - Вибрация во всем теле, особенно в сочетании с неудобными позами | Раздел 10, 13.11 |
18 | - Вибрация на рукоятках управления | 10.1 |
19 | Опасность, вызываемая пренебрежением эргономическими принципами при разработке конструкции машин, например: | |
20 | - Неудобная поза или чрезмерная нагрузка на организм | Раздел 10 |
21 | - Недостаточный учет анатомии человека в части рук и ног | Раздел 10 |
22 | - Неприспособленное местное освещение | 10.1 |
23 | - Неправильное поведение человека | 10.1, 12.6 |
24 | Неудобная конструкция, размещение или маркировка элементов управления | 10.1 |
25 | Неудобная конструкция или размещение приборов контроля | 10.1 |
26 | Неожиданный запуск, неожиданное прокручивание/перекручивание (или другие неисправности) вследствие: | 8.1 |
27 | - Выход из строя, нарушения в работе системы управления | 12.6.3, 12.6.4 |
28 | - Восстановление энергоснабжения после перерыва | 8.1, 13.2 |
29 | - Ошибки в управлении (из-за недостаточного соответствия оборудования качествам и способностям человека) | Раздел 10 |
30 | Отсутствие возможности остановки оборудования в оптимальных условиях | 12.6.3 |
31 | Отключение электропитания | 8.1, 14 |
32 | Выход из строя контуров управления и регулирования | 13.2 |
33 | Неправильная сборка | 4.5, 14 |
34 | Поломка во время работы | 4.3, 4.4, 7.9, 7.10, 7.11, 12.6.3 |
35 | Потеря устойчивости/переворачивание машины | 4, 6.1 |
36 | Проскальзывание, спотыкание или падение людей (из-за оборудования) | 13.6 |
37 | Поступательное движение оборудования, когда оператор не находится на своем месте | 7.4 |
38 | Несоответствующие возможности по снижению скорости машины, ее выключению и остановке | 12.6.4, 13.2 |
39 | В связи с рабочим местом (включая кабину крановщика): | |
40 | - Пожар (воспламеняемость кабины, нехватка средств огнетушения) | 10.1 |
41 | Механические виды опасности на рабочем мосте: | 10.1, 13.6 |
42 | Несоответствующие условия видимости с рабочего места | Раздел 10, 12.9 |
43 | Несоответствующее освещение | Раздел 10 |
44 | Несоответствующее сидение | 10.1 |
45 | Шум на рабочем месте | 10.1 |
46 | Вибрация на рабочем месте | 10.1 |
47 | Недостаточные возможности эвакуации/аварийные выходы | 10.1 |
48 | Опасность, связанная с системой управления: | |
49 | Несоответствующее размещение элементов управления | 10.1, 12.6.3, 12.9 |
50 | Несоответствующая конструкция элементов управления и их режимов работы | 10.1, 12.6.3, 12.9 |
51 | Опасность со стороны оборудования/для третьих лиц: | |
52 | - Опасность, связанная с несанкционированным пуском/эксплуатацией | Раздел 12 |
53 | - Движение детали оборудования за пределы своей точки фиксации | 13.2, 13.6 |
54 | - Отсутствие или несоответствие светового и звукового сигнального оборудования | 13.2 |
55 | Недостаточные инструкции для оператора (крановщика) | Раздел 14 |
56 | Механические виды опасности и опасных явлений: | |
57 | - вследствие падения грузов, столкновений, ударов, вызванных: | 7.2 |
58 | - недостаточной стабильностью | 4.3 |
59 | - неправильной загрузкой, перегрузкой, превышением опрокидывающего момента | 13.2 |
60 | - неконтролируемыми движениями | 7.4 |
61 | - неожиданными/непредусмотренными движениями груза | 13.1 |
62 | - несоответствующими средствами крепления/комплектующими | 13.1 |
63 | - столкновением нескольких машин | 13.2 |
64 | - вследствие доступа людей к грузонесущему оборудованию | 13.6, 14 |
65 | - вследствие схода с рельсов | 4.5, 13.1 |
66 | - вследствие недостаточной механической прочности узлов | 4.2, 4.3, Раздел 5, Раздел 6, 13.1 |
67 | - вследствие несоответствующей конструкции грузоподъемных крюков и барабанов | 7.3, 13.1 |
68 | - вследствие неправильного выбора цепей, канатов, подъемных устройств и комплектующих и их неправильной установки на оборудовании | 7.3, 13.1 |
69 | - вследствие опускания груза под контролем фрикционного тормоза | 13.1 |
70 | - вследствие наличия несоответствующих условий для проведения монтажа, контроля, эксплуатации, ремонта | 4.5, 12.9, 13.7 |
71 | - вследствие воздействия груза на людей (нанесение удара грузом или противовесом) | 13.5 |
72 | - Электрические виды опасности: | |
73 | - вследствие удара молнии | 8.1, 8.14 |
74 | - опасность, вызываемая пренебрежением эргономическими принципами | 8.1, 8.14 |
75 | Механические виды опасности и опасных явлений вследствие: | |
76 | - выхода из строя системы управления оборудования для перевозки людей | 12.4, 12.10, 12.11 |
77 | - слишком высокой скорости оборудования для перевозки людей | 12.5, 12.11 |
78 | - Падение людей с оборудования для перевозки людей | 12.6.5, 12.6.9, 12.15 |
79 | - Неправильное поведение людей | 12.8, 12.10, 13.2, 13.3, Раздел 14, 17.4, Раздел 21 |