Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 21940-31-2016 Вибрация. Балансировка роторов. Часть 31. Подверженность и чувствительность машин к дисбалансу

     9 Анализ чувствительности машины к дисбалансу


Если в получении необходимых экспериментальных данных имеются трудности, целесообразно провести численный анализ для тех машин, которые в процессе разгона или в установившемся режиме работы проходят через критические частоты или близко подходят к ним.

Такой анализ требует использования математических моделей с включением следующих данных:

a) массо-жесткостных характеристик ротора и его опоры;

b) жесткости и коэффициента демпфирования подшипников и уплотнений, являющихся функциями скорости вращения;

c) значений собственных частот и соответствующих форм мод колебаний;

d) расчетных значений модального демпфирования:

e) расчетных значений локальной чувствительности для заданных точек вдоль оси ротора и заданных плоскостей дисбаланса.

В модель вводят значение дисбаланса, определяемое по формулам (1) и (2) из класса точности балансировки для данной машины, массы ротора и частоты вращения (см. пример приложения D). Вибрационный отклик на воздействие сил, обусловленных данным дисбалансом, сравнивают с допустимыми значениями, полученными по формулам (4)-(6). Дополнительно для классификации по модальной чувствительности может быть использован график зависимости допустимого усиления на резонансе от частоты вращения ротора (см. рисунок 5).

При расчетах для соответствующей моды вибрации дисбаланс должен быть отнесен к соответствующей плоскости. Так для расчетов первой моды он должен быть отнесен к точке вблизи середины пролета ротора, а для второй моды - к точкам вблизи концов ротора, колеблющимся в противофазе.