Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 21940-31-2016 Вибрация. Балансировка роторов. Часть 31. Подверженность и чувствительность машин к дисбалансу

     5 Модальная чувствительность

5.1 Общие положения

Модальную чувствительность определяют через коэффициент усиления n-й моды вибрации , определяющий условия работы машины на соответствующей критической частоте вращения ротора. Для того чтобы обеспечить низкую чувствительность машины к дисбалансу, следует разнести на достаточно большое расстояние рабочую и критическую частоты вращения ротора, а если это невозможно, то обеспечить высокое значение коэффициента демпфирования соответствующей моды.

Важно также знать модальную чувствительность для тех критических скоростей, через которые проходит ротор во время набора частоты до достижения рабочего диапазона частот или при выбеге, поскольку от ее значения зависит создаваемая дисбалансом ротора вибрация.

5.2 Классы модальной чувствительности

Введение понятия модальной чувствительности позволяет классифицировать машины по ожидаемым условиям их работы во всем диапазоне частот вращения ротора (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Классификация машин по модальной чувствительности

Класс

Описание класса

Ожидаемые условия работы машины

A

Очень низкая чувствительность

Трудно различимый резонанс

B

Низкая чувствительность

Незначительное изменение вибрации

C

Средняя чувствительность

Допустимая вибрация

D

Высокая чувствительность

Повышенная вибрация, связанная с дисбалансом

E

Очень высокая чувствительность

Очень высокая вибрация, вызванная дисбалансом

5.3 Выбор модальной чувствительности

Наиболее благоприятным для работы машины является класс A, однако с учетом возможностей реализации данных условий работы машины и затрат на реализацию этих условий может оказаться более целесообразным иметь более высокие значения модальной чувствительности.

Для машин с высокими рабочими характеристиками (например, имеющих короткий интервал между циклами планового технического обслуживания) допустимы более высокие значения модальной чувствительности.

Машины, для которых балансировка на месте эксплуатации непрактична или экономически невыгодна, должны иметь более низкие значения модальной чувствительности.

Низкая чувствительность не дает гарантии того, что все части машины будут иметь вибрацию, не превышающую установленные пределы (см. разделы 7 и 8).

5.4 Значения модальной чувствительности
     


    5.4.1 Общие положения

Класс модальной чувствительности определяют по допустимому значению модальной чувствительности, выраженной через коэффициент усиления на резонансе . В свою очередь, допустимые значения

получают из допустимого остаточного удельного дисбаланса по [1] и допустимой вибрации по [2], [3]. В совокупности указанные документы позволяют определить значения модальной чувствительности, обеспечивающие нормальную работу машины на рабочей частоте вращения.

5.4.2 Допустимый удельный дисбаланс

Допустимый остаточный дисбаланс ротора определяют по формуле

,                                                   (1)


где - допустимый удельный дисбаланс;

m - масса ротора.

В [1] установлены классы точности балансировки G, которые определяют требования к качеству балансировки в зависимости от типа ротора. Значение G зависит от рабочей частоты вращения ротора и может быть определено по формуле