Коррекция на свойства испытательного пространства на рабочем месте. Определение локальной коррекции K
A.1 Локальная коррекция для определенной части звукоизлучающей поверхности машины
A.1.1 Общие положения
Преимущество настоящего метода заключается в отсутствии необходимости дополнительных измерений кроме измерений уровня звукового давления на рабочем месте. Метод основан на предположении, что большая часть звуковой мощности испытуемой машины излучается небольшой частью ее поверхности, которая может быть локализована и размеры которой невелики по сравнению с расстоянием от нее до рабочего места.
Метод применим при одновременном выполнении следующих условий:
a) основные источники шума испытуемой машины не экранированы от рабочего места, т.е. шум от звукоизлучающей части машины свободно распространяется до рабочего места оператора;
b) характерные размеры части машины, которая излучает большую часть звуковой мощности, значительно меньше расстояния от нее до рабочего места.
Положения и формулы настоящего раздела применимы к корректированным по частотной характеристике A величинам, а также, при необходимости, к значениям в полосах частот.
А.1.2 Определение локальной коррекции
Значение локальной коррекции , выраженное в децибелах (дБ), на рабочем месте рассчитывают по формуле
, (А.1)
где , d - типичное расстояние, м (см. 3.26) (не менее 1 м).
При движении оператора машины вдоль заданной траектории, за d принимают кратчайшее расстояние от траектории до главного источника шума испытуемой машины.
Процедура определения типичного расстояния d должна быть представлена в испытательном коде по шуму, при его наличии.
Эквивалентную площадь звукопоглощения испытательного помещения A, м, рассчитывают по формуле
,
где - средний коэффициент поглощения звука испытательного помещения (для корректированных по A величин оцениваемый, например, по ISO 3746);
- общая площадь ограждающих поверхностей помещения (стены, пол и потолок), м.
Если рассчитанное по формуле (A.1) значение превышает 7 дБ, то последнее и принимают за величину локальной коррекции на испытательное пространство.
На рисунке A.1 приведен график в зависимости от отношения .
A.1.3 Степень точности метода определения К
Основным источником неопределенности метода является типичное расстояние d. Для того чтобы определить степень точности результата, находят максимальное расстояние между рабочим местом и наиболее удаленной точкой расположения предполагаемой звукоизлучающей части машины. При движении оператора по траектории выбирают как максимальное расстояние от звукоизлучающей части машины до точек траектории движения оператора.
В соответствии с A.1.2 d определяет максимально возможную величину локальной коррекции и, следовательно, степень точности метода в соответствии с критериями:
Технический метод (2-я степень точности) | 4 дБ |
Ориентировочный метод (3-я степень точности) | 4 дБ |