Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 33883-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


БЛОКИРОВКИ ТОРМОЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


Требования безопасности и методы контроля


Brake lockup of rolling stock. Safety requirements and check methods



МКС 45.060

Дата введения 2017-08-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по международной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II" (МГУПС (МИИТ)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт


(Поправка).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2017 г. N 1-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33883-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 3-2019 г.)

7 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований регламентов Таможенного союза: "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на вновь изготовленные блокировки тормозов тягового железнодорожного подвижного состава (далее - ТПС) и устанавливает требования функциональной безопасности и методы контроля.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 8.401 Государственная система обеспечения единства измерений. Классы точности средств измерений. Общие требования

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17516.1 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 22613 Система "человек-машина". Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования

ГОСТ 32202 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава и систем испытаний пневматического оборудования железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству и методы контроля

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 тяговый железнодорожный подвижной состав; ТПС: Железнодорожный подвижной состав, обладающий самоходными свойствами.

3.2 блокировка тормозов (устройство): Оборудование, смонтированное в едином блоке и выполняющее функцию блокирования и разблокирования системы управления тормозами и тягой в соответствии с требованиями эксплуатации ТПС.

Примечание - Допускается производить монтаж механизма управления состоянием устройства, взаимодействующего с ключом, вне блока устройства.

3.3 система блокировки тормозов (система): Совокупность крана машиниста, крана вспомогательного тормоза, блокировки тормозов, связанных пневматическими и электрическими (при их наличии) коммуникациями.

Примечание - Совокупность элементов системы определяют из условия совместимости.

3.4 ключ блокировки тормозов (ключ): Орган ручного механического управления состоянием устройства.

Примечание - Ключ взаимодействует с механизмом управления состоянием устройства.

3.5 органы управления: Органы управления тягой и торможением в составе ТПС.

3.6 магистраль тормозных цилиндров: Трубопровод питания тормозных цилиндров от крана вспомогательного тормоза.

3.7 положение "зарядка": Режим работы крана машиниста, при котором происходит сообщение питательной и тормозной магистралей.

3.8 размыкающий узел: Элемент устройства, устанавливаемый в электрических цепях управления тягой.

3.9 состояние блокирования: Состояние перекрытия устройством питательной магистрали и разобщения поездного крана машиниста от тормозной магистрали, крана вспомогательного тормоза от магистрали тормозных цилиндров (при их наличии), размыкание электрической цепи управления тягой.

3.10 состояние разблокирования: Состояние открытия устройством питательной магистрали и сообщения поездного крана машиниста с тормозной магистралью, крана вспомогательного тормоза с магистралью тормозных цилиндров (при их наличии), обеспечение требуемого замыкания в электрической цепи управления тягой.

3.11 состояние двойной тяги: Состояние разобщения поездного крана машиниста от тормозной магистрали, включение системы управления тягой.

3.12 проходимость системы (проходимость): Свойство, характеризующее способность системы пропускать сжатый воздух.

     4 Требования безопасности

4.1 Управление состоянием устройства должно осуществляться посредством ключа поворотного типа. Ключ должен соответствовать требованиям эргономики по ГОСТ 22613.

4.2 Приведение устройства в состояние разблокирования должно осуществляться при отсутствии давления в тормозной магистрали и вне зависимости от наличия давления в тормозных цилиндрах. В состоянии разблокирования должно быть исключено изъятие ключа из механизма управления состоянием устройства.

4.3 В состоянии разблокирования устройство не должно нарушать функцию управления тормозами и тягой ТПС в соответствии с требованиями эксплуатации.

4.3.1 Должна быть обеспечена требуемая проходимость тормозной и питательной магистралей, а также магистрали тормозных цилиндров (при наличии).

4.3.2 Должна быть обеспечена коммутация в размыкающем узле.

4.4 Устройство должно обеспечивать исполнение функции полного разобщения тормозной магистрали без разрыва цепей управления тягой (состояние двойной тяги).

4.5 Приведение устройства в состояние блокирования не должно осуществляться при давлении сжатого воздуха в тормозной магистрали 0,1 МПа и более.

В состоянии блокирования должно быть обеспечено условие изъятия ключа из механизма управления состоянием устройства.

4.6 В состоянии блокирования устройство должно исключить функцию управления тормозами и тягой ТПС.

4.6.1 Должно быть обеспечено полное разобщение питательной магистрали, тормозной магистрали и магистрали тормозных цилиндров (при наличии).

4.6.2 Должно быть обеспечено отсутствие коммутации в размыкающем узле.

4.7 Устройство должно обеспечивать работу в условиях воздействия механических факторов внешней среды по группе М25 по ГОСТ 17516.1.

4.8 Климатическое исполнение устройств, предназначенных для эксплуатации по всей сети железных дорог, должно соответствовать требованиям УХЛ категории размещения 3.1 по ГОСТ 15150.

Устройства, предназначенные для эксплуатации на выделенных участках дорог, должны обеспечивать работоспособность при предельных значениях температур в соответствии с требованиями климатического исполнения ТПС, на котором установлено устройство.

4.9 При изготовлении устройства используют материалы, которые могут быть утилизированы или обезврежены при помощи технологий, удовлетворяющих требованиям национальных законодательств, предъявляемым к допустимым нормам загрязнения окружающей среды (ПДК, ПДВ, ПДС и т.п.).

     5 Требования к маркировке


Устройство в соответствии с конструкторской документацией должно иметь следующую маркировку:

- единый знак обращения на рынке (только после прохождения процедуры подтверждения соответствия);

- наименование модели;

- условный номер или товарный знак предприятия-изготовителя;

- месяц и год (две последние цифры) изготовления.

По требованию заказчика допускается нанесение дополнительных знаков маркировки.

Метод нанесения, место расположения и размеры знаков маркировки определяет производитель устройства.

Должна быть обеспечена сохранность маркировки в течение всего срока службы устройства.

Допускается наносить единый знак обращения на рынке на сопроводительную документацию или упаковку.

     6 Требования надежности


Наработка на отказ устройства должна быть не менее 120 тыс. циклов приведения в состояние блокирования/разблокирования.

     7 Методы контроля

7.1 Для подтверждения соответствия устройств требованиям настоящего стандарта проводят контроль образцов, отобранных методом с применением случайных чисел по ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.2) в количестве 1%, но не менее двух штук от партии устройств одного типа, выпущенных за период не более одного месяца и прошедших приемо-сдаточные испытания.

Контроль устройства проводят в составе системы на стенде (приложение А) по показателям, указанным в таблице 1.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs