Решение для управления процессами
производственной безопасности

 
     ГОСТ 32202-2013

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СИСТЕМ ИСПЫТАНИЙ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Требования к качеству и методы контроля

Pneumatic systems compressed air for railway rolling stock and pneumatic equipment testing systems of railway rolling stock. Quality requirements and methods of control



МКС 45.060.01

Дата введения 2014-06-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июня 2013 г. N 57-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по MК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
 MК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1479-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32202-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.

5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53977-2010

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой* (ИУС 11-2017)

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Изменением N 1 (ИУС 11-2017). - Примечание изготовителя базы данных.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на сжатый воздух, используемый в пневматических магистралях и пневматическом оборудовании тормозных и вспомогательных систем железнодорожного подвижного состава и высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, в том числе пневмомеханических и электропневматических аппаратах и приборах, а также в системах стендовых испытаний данного пневматического оборудования.

Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству сжатого воздуха и методы его контроля.

Раздел 1 (Измененная редакция, Изм. N 1)

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ ИСО 8573-3-2006 Сжатый воздух. Часть 3. Методы контроля влажности

ГОСТ ИСО 8573-5-2006 Сжатый воздух. Часть 5. Методы контроля содержания паров масла и органических растворителей

ГОСТ 24484-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пневматическая система: Комплекс устройств, резервуаров и трубопроводов, обеспечивающих производство, обработку, хранение, транспортирование и распределение сжатого воздуха и использующих его в качестве рабочего тела.

3.2 тормозное пневматическое оборудование: Часть пневматической системы, обеспечивающая функционирование тормозных приборов и устройств.

     (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.3 вспомогательное пневматическое оборудование: Часть пневматической системы, обеспечивающая функционирование приборов и устройств, не связанных с производством, обработкой и хранением сжатого воздуха, а также функционированием тормозов.

3.4 твердая частица: Твердый дискретный объект с малой массой.

3.5 размер частицы: Наибольшее расстояние между наружными границами частицы.

3.6 точка росы: Температура, при которой начинается конденсация водяного пара при заданном давлении воздуха.

3.7 загрязняющее вещество: Любое вещество или соединение твердых, жидких или газообразных веществ, которое оказывает отрицательное влияние на работоспособность пневматической системы.

3.8 температура окружающего воздуха , °С: Температура воздушной среды, в которой находится пневматическая система или пневматическое оборудование.

Примечание - Под температурой окружающего воздуха понимают:

- при контроле на подвижном составе - температуру атмосферного воздуха, т.е. температуру, измеренную в воздушной среде на высоте (2,0±0,2) м над поверхностью земли и на расстоянии не менее 5 м от помещений и объектов, оказывающих влияние на воздушную среду;

- при испытаниях пневматического оборудования - рабочую температуру в помещении, в котором проводят испытания конкретного вида, т.е. температуру, измеренную в воздушной среде помещения на расстоянии до 2 м от объекта испытаний, или, если испытания проводят в климатической камере, температуру внутри нее.


(Введен дополнительно, Изм. N 1).

     4 Функциональные модули пневматической системы

4.1 Значения показателей качества сжатого воздуха определяют в контрольных точках, соответствующих схеме условного деления на функциональные модули пневматической системы единицы подвижного состава или системы испытаний пневматического оборудования, приведенной на рисунке 1.

     

1 - на выходе из модуля "Производство сжатого воздуха"; 2 - на выходе из модуля "Обработка сжатого воздуха"; 3 - на входе в модуль "Тормозное пневматическое оборудование"; 4 - на входе в модуль "Вспомогательное пневматическое оборудование"

Рисунок 1 - Схема деления пневматической системы на функциональные модули и нахождения контрольных точек для определения качества сжатого воздуха

          

Для пневматических систем со схемами деления на функциональные модули, отличными от приведенной на рисунке 1, контрольные точки выбирают на основе фактической функциональной схемы.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 Модуль "Производство сжатого воздуха" функционально предназначен для повышения давления и перемещения воздуха. В него включают:

- компрессор, оснащенный входным фильтром для предотвращения попадания в него загрязняющих веществ с атмосферным воздухом;

- выходной фильтр (при наличии);

- выходной воздухоохладитель (при наличии).

4.3 Модуль "Обработка сжатого воздуха" функционально предназначен для очистки и осушки сжатого воздуха до значений показателей качества по 5.3.

В него включают (при наличии в пневматической системе соответствующих узлов):

- предварительный фильтр (влагомаслоотделитель) для отвода воды и масла в жидкой фазе;

- осушитель(и) сжатого воздуха для снижения концентрации водяного пара до нормативного значения;

- фильтр грубой очистки сжатого воздуха от загрязняющих веществ;

- выходной(ые) фильтр(ы) тонкой очистки сжатого воздуха для предотвращения попадания в пневматическую систему продуктов износа адсорбента и снижения массовой концентрации твердых частиц и максимального размера твердых частиц до нормативных значений;

- краны.

4.4 Модуль "Хранение и распределение сжатого воздуха" функционально предназначен для хранения и распределения сжатого воздуха. В него включают (при наличии):

- трубопроводы;

- краны;

- воздушные резервуары.

4.5 Модуль "Тормозное пневматическое оборудование" функционально предназначен для обеспечения работоспособности и функционирования пневматической части тормозного оборудования. В него включают (при наличии):

- трубопроводы;

- краны;

- воздушные резервуары;

- пневмомеханическое оборудование;

- электропневматическое оборудование.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.6 Модуль "Вспомогательное пневматическое оборудование" функционально предназначен для обеспечения работоспособности и функционирования вспомогательного пневматического оборудования. В него включают (при наличии):

- трубопроводы;

- краны;

- воздушные резервуары;

- пневмомеханическое оборудование;