Действующий

ГОСТ Р 57320-2016 Менеджмент знаний. Применение процессно-ориентированного менеджмента знаний на малых и средних предприятиях (Переиздание)

     3.5 Фаза Г: фаза внедрения

     


Рисунок 6 - Фаза Г. Преимущества от проведения пилотного проекта


Фаза внедрения подразделяется на три этапа (см. рисунок 6). После внедрения ПОМЗ для одной пробной области (в рамках пилотной фазы) в ходе фазы внедрения подключают другие подразделения предприятия. При этом нередко наталкиваются на возражения и сопротивление со стороны сотрудников. Подобная проблема решается на этапе "Устранение возможных препятствий" и может быть решена с помощью соответствующих руководств к действию. На этапе "Квалификация сотрудников" предприятие должно обеспечить повышение квалификации сотрудников как с точки зрения запланированных методов по МЗ, так и для повышения общей информированности работы со знаниями. На последнем этапе "Последовательное внедрение" (фазы Б и В) методы внедрения повторяют для всех областей предприятия.

3.5.1 Устранение возможных препятствий

Изменения, которые связаны с внедрением ПОМЗ, часто вызывают возражения, сопротивление и страхи у сотрудников. По этой причине важно, чтобы проектная группа знала о возможном появлении подобных ощущений у сотрудников и могла чутко на них реагировать.

Представленная модель для описания возможных препятствий и возражений основана на модели признания. В этой модели на мотивацию сотрудника влияют четыре фактора "Хочу", "Должен", "Умею" и "Знаю". С другой стороны им соответствуют области, требующие вмешательства - "Мотивация", "Организация", "Квалификация" и "Коммуникация" (см. рисунок 7).

Далее кратко описываются четыре барьера, приводятся примеры мероприятий, которые могут устранить эти барьеры в мышлении.   


Рисунок 7 - Графическое представление модели

1) незнание: сотрудник в недостаточной мере информирован о проекте по МЗ и его потенциале для улучшения. Мероприятия против данного препятствия должны быть направлены на улучшение коммуникации.

Примеры
     


    1 Представить историю успеха: успех пилотного проекта может использоваться для того, чтобы убедить сотрудников в пользу ПОМЗ. Таким образом, пилотный проект может быть использован для демонстрации преимуществ МЗ.
     


    2 Создание прозрачности: важные темы должны обсуждаться на предприятии различными способами и путями, то же самое относится и к ПОМЗ. Сотрудники должны быть вовлечены в процесс и получать регулярную информацию о статус-кво, продвижении проекта и достигнутых результатах;

2) чрезмерные требования: сотрудники еще не обладают достаточной квалификацией, чтобы на профессиональном уровне работать с темой МЗ;

3) бессилие: предприятие не создает подходящих условий сотрудникам для формирования МЗ.

Примеры
     


    1 Предоставление ресурсов: предоставление ресурсов должно быть адаптировано к потребностям ПОМЗ. Задачи, которые возникают в связи с МЗ, должны поддерживаться на уровне высшего руководства посредством предоставления достаточного количества ресурсов. Действиям, связанным с ПОМЗ, не допускается присваивать статус "непродуктивной" работы. На уровне высшего руководства определяют ресурсы и одновременно выделяют важность действий по МЗ.
     


    2 Введение статуса эксперта: благодаря тому, что на предприятии некоторые сотрудники назначаются экспертами, повышается признание проекта сотрудниками и растет мотивация к распространению знаний. При этом, например, может быть опубликован список экспертов, в котором будут указаны эксперты в рамках предприятия по различным специальным темам и их внутренние контактные данные;

4) плохой настрой: если три мотивационных фактора "Знаю", "Могу" и "Должен" в достаточной мере поддерживаются предприятием, на последнем этапе сотрудники также должны быть мотивированы на выполнение желаемых действий.

Примеры
     


    1 Продумывание аргументации в пользу МЗ, который следует определить одной из стратегических задач предприятия, чтобы поддерживать его конкурентоспособность. Кроме того, должна подчеркиваться персональная выгода для сотрудников, например, возможная экономия времени и улучшение работы со знаниями.
     


    2 Обеспечение участия: сотрудники должны быть вовлечены в проект с самого начала для повышения степени принятия ими МЗ. Например, описание процесса может создаваться с помощью всего участвующего в процессе коллектива, вместо индивидуального поручения.

3.5.2 Квалификация сотрудников

Для обеспечения активного участия сотрудников предприятия их необходимо систематически знакомить с таким направлением деятельности, как ПОМЗ. Это может быть сделано посредством мероприятий по повышению квалификации, которые рассматривают следующие основные темы: