ГОСТ Р 55237.2-2016/ISO/TS 15007-2:2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства
Часть 2
Оборудование и процедуры
Ergonomic of vehicles. Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems. Part 2. Equipment and procedures
ОКС 13.180
Дата введения 2017-12-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2016 г. N 1794-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 15007-2:2014* "Транспорт дорожный. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 2. Оборудование и процедуры" (ISO/TS 15007-2:2014 "Road vehicles - Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems - Part 2: Equipment and procedures", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
Международный документ разработан ISO/TC 22.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 55237.2-2012/ISO/TS 15007-2:2001
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт дополняет стандарт ИСО 15007-1, устанавливающий ключевые термины и показатели, необходимые для анализа воздействия информационно-управляющей системы транспортного средства и других бортовых систем на зрительное поведение водителя в процессе решения задач по управлению транспортным средством.
_______________
ИСО 15007-1 "Транспорт дорожный. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 1. Определения и показатели" (ISO 15007-1 "Road vehicles - Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems - Part 1: Definitions and parameters")
В настоящем стандарте установлены требования к оборудованию и процедурам, применяемым для анализа информационно-управляющей системы транспортного средства, а также рекомендации по интерпретации данных о зрительном поведении водителя, основанные на стандартных показателях зрительного поведения водителя.
В настоящем стандарте установлены требования к оборудованию и процедурам, применяемым для анализа зрительного поведения водителя при оценке информационно-управляющей системы транспортного средства (далее - ИУС ТС), обеспечивающие:
_______________
Оборудование и процедуры должны обеспечивать точность определения показателей, соответствующую требованиям, установленным в ГОСТ Р ИСО 15007-1-2016.
- планирование испытаний по оценке ИУС ТС;
- выбор и монтаж оборудования для сбора данных;
- валидацию, анализ, интерпретацию и составление отчета о результатах исследований зрительного поведения водителя.
Настоящий стандарт применим к испытаниям, проводимым как в реальных, так и в смоделированных условиях.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему)]:
ISO 15007-1 Road vehicles - Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems - Part 1: Definitions and parameters (Транспорт дорожный. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 1. Определения и параметры)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 15007-1.
4.1 Отбор водителей-испытателей
Для испытаний применения определенной ИУС ТС следует проводить отбор водителей-испытателей (далее - водителей), достоверно представляющих целевую совокупность пользователей транспортных средств, оборудованных ИУС ТС. Следует учитывать такие характеристики водителей, как пол, возраст, зрительные возможности (в т.ч. нарушения восприятия цвета, наличие и тип корректирующих зрение линз) стаж и опыт вождения.
4.2 Процедура испытаний
4.2.1 Общие положения
Оценка требуемого уровня зрительной активности может быть выполнена в отношении многих форм применения ИУС ТС и различных дорожных условий. Необходимо уделять внимание следующим факторам, влияющим на зрительное поведение водителя.
4.2.2 Описание дороги и транспортной загруженности
Для каждого применения ИУС ТС должны быть выбраны подходящие условия эксплуатации. Для испытаний должны быть определены тип дороги и вероятная транспортная загруженность. Это требует документированного описания пространственной конфигурации проезжей части, установленных дорожных знаков, особенностей движения транспорта на дороге (в т.ч. скорости движения транспортного потока, возможных способах маневрирования на дороге, плотности потока транспортных средств и т.д.), а также описания поставленной задачи по управлению транспортным средством.
4.2.3 Описание транспортного средства
Транспортное средство, используемое в исследованиях, должно быть описано как можно полнее в соответствии с практическими требованиями.
Пример - Марка и модель машины или характеристики автомобильного тренажера (включая основные динамические характеристики модели транспортного средства, подвижность или неподвижность основания автомобильного тренажера, максимальный угол обзора и т.д.).
4.2.4 Описание ИУС ТС
Должны быть указаны характеристики ИУС ТС.
Пример - Тип, расположение дисплея и качество получаемого изображения (разрешение, контрастность, цветопередача, возможность появления бликов).
4.2.5 Подготовка водителя
Цели испытаний определяют требования к подготовке водителя, испытывающего ИУС ТС. Если требуется определенная подготовка для участия в испытаниях, то водитель должен получить соответствующее четкое и последовательное руководство. Задачи и подзадачи, связанные с испытаниями ИУС ТС, должны быть полностью объяснены водителю. Должны быть определены рамки ответственности водителя и лица, организующего и контролирующего проведение испытаний. В отчете необходимо фиксировать опыт водителя в использовании ИУС ТС. При определении пригодности использования ИУС ТС следует уделить внимание уровню и приемлемости подготовки водителя.
4.2.6 Исключение данных
Процедуры контроля каждого отдельного испытания в пределах программы эксперимента должны включать руководство по условиям, в которых испытания должны быть прерваны.
Пример - Испытания прерывают при невозможности выполнения задачи или подзадачи. Необходимо заранее определить, как должна быть записана информация о невозможности достижения цели и как необходимо изменить план испытаний.
4.2.7 Взаимосвязь условий эксперимента, задач и подзадач
4.2.7.1 Условия эксперимента
Данное понятие охватывает все зрительное поведение водителя во время эксперимента.
Пример - Зрительное сканирование всех установленных исследуемых областей в видимой окружающей обстановке (включая ИУС ТС) от начала до конца маршрута испытаний.
Условия эксперимента должны соответствовать целям исследований. Если исследования направлены на изучение типовых перемещений направления взгляда при решении второстепенных задач управления транспортным средством, то для планирования и проведения исследований, рекомендуется использовать указанные ниже условия эксперимента. Введенные в 4.2.7.2-4.2.7.5 понятия используют для представления характеристик интересующих интервалов времени и зрительного поведения водителя при анализе использования ИУС ТС.
4.2.7.2 Задача
Под задачей понимают определенную цель, для достижения которой необходимо осуществить последовательность действий (решить задачу). В процессе исследований изучают зрительное поведение водителя, направленное на решение задачи.
Пример - Зрительное поведение водителя, возникающее в процессе выполнения ввода пункта назначения в систему навигации.
4.2.7.3 Подзадача
Под подзадачей понимают промежуточную цель задачи. Зрительное поведение в процессе решения подзадачи также должно быть изучено.
Пример - При вводе пункта назначения в систему навигации все зрительное поведение, связанное с введением данных о пункте назначения в поле "наименование города".
4.2.7.4 Подзадача подзадачи
Под подзадачей подзадачи понимают цель, достижение которой направлено на достижение промежуточной цели подзадачи. Решение подзадачи подзадачи представляет собой последовательность действий или операций с элементами ИУС ТС более низкого уровня (например, с отдельными элементами управления или экранами).
Пример - При использовании системы навигации зрительное поведение водителя, связанное с подзадачей подзадачи, - проверка появившегося названия города на экране ввода пункта назначения.
4.2.7.5 Взаимосвязь
Взаимосвязь между условиями эксперимента, задачей и подзадачами (задачами более низкого уровня) схематично показана на рисунке 1.
Примечание - Подробнее иерархический анализ и декомпозиция задачи рассмотрены в [4].
1 - условия эксперимента; 2 - задача; 3 - подзадача; 4 - подзадача подзадачи
Рисунок 1 - Взаимосвязь условий эксперимента, задачи и подзадач
5.1 Общие положения
В данном разделе приведены рекомендации по использованию записывающего оборудования для сбора данных о требуемом уровне зрительной активности водителя.
5.2 Оборудование для отслеживания положения глаз
Существуют два основных способа организации процесса отслеживания положения глаз:
- использование закрепленных на голове систем отслеживания положения глаз;
- использование удаленно расположенных систем отслеживания положения глаз.
5.2.1 Закрепленная на голове водителя система отслеживания положения глаз