ГОСТ Р 55237.2-2012/ISO/TS 15007-2:2001
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства
Часть 2
Оборудование и процедуры
Ergonomic of vehicles. Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems. Part 2. Equipment and procedures
ОКС 13.180
Дата введения 2013-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1284-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 15007-2:2001* "Транспорт дорожный. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 2. Оборудование и процедуры" (ISO/TS 15007-2:2001 "Road vehicles - Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems - Part 2: Equipment and procedures")
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Настоящий стандарт дополняет ИСО 15007-1, в котором определены ключевые термины и параметры для оценки воздействия, оказываемого информационно - управляющей системой транспортного средства (ИУСТ) или другими бортовыми системами на зрительное поведение водителя.
_______________
ИСО 15007-1, Эргономика транспортных средств. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 1. Определения и параметры (ISO 15007-1 Road vehicles - Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems - Part 1: Definitions and parameters).
В настоящем стандарте представлены требования к оборудованию и процедурам, применяемым для оценки ИУСТ, а также рекомендации по интерпретации данных зрительного поведения водителя.
Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан техническим комитетом ИСО/ТС 22 "Дорожный транспорт".
В настоящем стандарте установлены требования к оборудованию и процедурам, применяемым для анализа зрительного поведения водителя при оценке информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУСТ), обеспечивающие:
- планирование испытаний по оценке ИУСТ;
- выбор и монтаж оборудования для сбора данных;
- подтверждение, анализ, интерпретацию и составление отчета о результатах измерений зрительного поведения водителя.
Настоящий стандарт применим к испытаниям как в реальных условиях, так и в смоделированных условиях. Стандарт не применим для оценки индикации на лобовом стекле.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт*:
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ИСО 15007-1, Эргономика транспортных средств. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 1. Определения и параметры (ISO 15007-1 Road vehicles - Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems - Part 1: Definitions and parameters)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 15007-1.
4.1 Выбор испытателей
Испытания ИУСТ и ее приложений следует проводить с использованием репрезентативной выборки водителей-испытателей, взятой из целевой совокупности пользователей ИУСТ. Должна быть возможность разделения водителей в выборке по возрасту, полу, зрительным возможностям и опыту вождения.
4.2 Процедуры испытания
4.2.1 Общие положения
Оценка требуемого уровня зрительной активности может быть выполнена в отношении многих форм применения ИУСТ и дорожных условий. Необходимо уделять внимание следующим факторам, влияющим на зрительное поведение водителя.
4.2.2 Описание дороги и транспортной загруженности
Для каждого применения ИУСТ должны быть выбраны подходящие условия эксплуатации. Для испытаний должны быть определены тип дороги и вероятная транспортная загруженность.
4.2.3 Описание транспортного средства
Транспортное средство, используемое для эксперимента, должно быть описано как можно полнее в соответствии с практическими требованиями.
Пример - Марка и модель машины или характеристики автомобильного тренажера.
4.2.4 Описание ИУСТ
Должны быть указаны характеристики ИУСТ.
Пример - Тип, расположение и качество изображения на дисплее.
4.2.5 Подготовка испытателей
Цели испытаний определяют требования к подготовке испытателя по оценке ИУСТ. Если требуется определенная подготовка, то испытатели должны получить четкое и последовательное руководство. Задачи и подзадачи, связанные с испытаниями ИУСТ, должны быть полностью объяснены испытателю. Также должны быть определены ограничения ответственности и ее распределение между испытателем и экспериментатором, который организует и контролирует проведение эксперимента. Если у испытателя был опыт использования ИУСТ, это необходимо отметить в отчете. При определении пригодности использования ИУСТ следует уделить внимание уровню и приемлемости подготовки водителя.
4.2.6 Исключение данных
Процедуры контроля каждого отдельного испытания в пределах программы эксперимента должны включать в себя руководящие указания по условиям, в которых испытания должны быть прерваны.
Пример - Испытания прерывают при невозможности достижения цели или подцели. Необходимо заранее определить, как должна быть записана информация о невозможности достижения цели и как необходимо изменить план испытаний.
4.2.7 Экспериментальные условия, задачи и подзадачи
4.2.7.1 Экспериментальные условия
Данное понятие охватывает все зрительное поведение водителя во время эксперимента.
Пример - Зрительное сканирование всех установленных целей в видимой окружающей обстановке (включая ИУСТ) от установленного начала испытательного маршрута до установленного конца.
4.2.7.2 Задача
Задача - зрительное поведение водителя при выполнении действий, связанных с достижением цели.
Пример - Зрительное поведение водителя в процессе навигации по маршруту.
4.2.7.3 Подзадача