Действующий

ГОСТ Р 57127-2016/PAS 2001:2001 Менеджмент знаний. Руководство по наилучшей практике (Переиздание)

Приложение В
(справочное)

     
Связь между менеджментом знаний и стандартными функциями организации


Для многих организаций, запуск отдельных проектов может быть настолько быстрым, насколько они будут нуждаться в М3. Если организации решили не закреплять за М3 выделенных ресурсов, то для нее останется только один путь реализации своих проектов в области знаний посредством интеграции с другими функциональными областями. Данное приложение дает представление о том, как можно связать М3 с существующими стандартными функциями организации, такими как информатизация, маркетинг/коммуникации, обучение/образование и управление персоналом и интегрировать М3 в них.

В.1 Связь между менеджментом знаний и информационными технологиями (IT-функция организации)

Области, в которых М3 может существенно зависеть от IT-функции организации, - это восприятие и работа с имеющимися технологиями, получение информационно-технологической поддержки М3, оказание помощи в разработке/развертывании/обеспечении безопасности/аутентификации информации, работа с каталогами/ хранилищами данных, извлечение информации из данных, документирование/управление контентом, обучение сотрудников техническим средствам М3 и связь информационного управления с мероприятиями в области М3.

В самом деле, ряд средств М3 был заимствован из области информационных технологий, поэтому многие организации попытались представить М3 просто как методологию, поддерживаемую этими технологиями. Сегодня многие информационные технологии сами по себе могут рассматриваться как МЗ-решения (см. 6.1.1). Тем не менее, подобный подход часто оказывается ограниченным, поскольку первостепенное значение приобретает человеческий фактор. Существует также множество других факторов, которые необходимо учитывать при стремлении получить решение технических проблем М3. Когда организации решают, какие наборы средств подходят для реализации М3, их должен выбирать либо информационно-технологический отдел либо его сотрудники должны провести соответствующие консультации с учетом простоты использования этих средств, близости к заинтересованным сторонам, совместных возможностей и стабильности. Для сотрудничества внутри организации существует многообразие пригодных для этого макро-платформ. Например, для МСП, стремящихся усилить влияние на свою клиентуру и партнеров, часто наиболее подходящими являются веб-решения, принятие которых позволяет:

- использовать общий интерфейс прикладных программ - браузер (используемый в качестве "маломощного клиента", то есть интерфейса приложений, не требующего последующей установки программного обеспечения и позволяющий более эффективно и рационально реализовывать приложения);

- снижать барьеры, связанные с подключением и взаимодействием информационных ресурсов, поскольку использование протокола управления передачей/межсетевого протокола TCP/IP и расширяемого языка разметки (XML) представляет собой связующее звено для установления взаимодействия между организациями и передачи данных;

- обеспечивать международную взаимосвязь и виртуальную близость (благодаря широте глобального веб-охвата клиентов и партнеров в любом географическом регионе, которые могут сотрудничать так, как если бы они находились в непосредственной близости друг от друга).

Конкретные средства, необходимые для создания условий поддержки М3, будут зависеть от конкретных бизнес-потребностей каждой организации, однако их основными элементами будут следующие:

- система управления жизненным циклом и рабочими потоками контента М3, которая будет действовать в качестве устройства хранения контента;

- служба доступа к каталогам пользователя для поддержки профилирования и доступа к информации тех пользователей, которые имеют доступ к закрытому контенту (эта служба также может включать дополнительные модули защиты/аутентификации и управления правами доступа/персонализацией);

- средства поиска/запроса контента для их использования с целью поиска контента по определенным критериям и, возможно, также для его структурирования в соответствии с определенными правилами таксономии;

- графический пользовательский интерфейс, реализованный в качестве одного или нескольких приложений либо в виде портала, объединяющего доступ к контенту;

- средства коллективной работы, которые можно разделить на две подгруппы:

- синхронно работающие средства, обеспечивающие удаленный обмен данными, презентации, общение, электронное коллективное редактирование растровых изображений, видео-, аудио- и другие функции в частной ведомственной или общественной компьютерной сети;

- асинхронно работающие средства (часто называемые коллективными), обеспечивающие пользователям возможности внесения изменений/комментариев и воздействия на информацию, предоставляемую другими пользователями.

Насколько расширяемой должна быть подобная инфраструктура для сотрудников организации, клиентов, партнеров или общественности будет зависеть от ряда факторов (опций), например, от:

- Интранета - внутрикорпоративной сети, доступ к которой разрешен только сотрудникам данной организации;

- Экстранета - расширенной корпоративной интрасети, доступ к которой разрешен только известным клиентам или партнерам, как правило, после выполнения обеспечивающей безопасность процедуры входа в систему (авторизации);

- наличия ресурсов в Интернете (веб-сайта), доступ к которому разрешен всем сотрудникам организации, работающим в Интернете (после ввода ими URL-адреса).

Эти три уровня расширяемости могут быть сведены к одному URL-порталу с надлежащим контентом, который передается пользователям в соответствии с тем, как они были зарегистрированы/аутентифицированы на сайте.

В.2 Связь между менеджментом знаний и маркетингом/коммуникациями (М&C-функция организации)

Общаясь с коллегами-маркетологами и специалистами по коммуникациям с целью их поддержки программы М3, менеджер может получить положительный эффект от этого общения лишь в тех случаях, когда:

- будут четко определены бизнес-потребности организации и их связь с более широкой корпоративной и/или торгово-маркетинговой стратегией;

- будут выявлены практические примеры того, как М3 помог повысить показатели деятельности организации, например путем формирования историй, связанных с различными ее подразделениями (или с конкурентами), которые затем могут объединяться во внутренней коммуникационной сети;

- будет запрошена помощь от маркетологов/специалистов по коммуникациям в разъяснении сотрудникам организации связи М3 не только с технической инфраструктурой, но прежде всего с культурой сотрудничества (обмена знаниями), моделями поведения и системой ценностей;

- обмен информацией (знаниями) будет осуществляться с использованием простых терминов общепринятого корпоративного языка или словаря;

- будут использоваться как традиционные каналы связи (например, информационные бюллетени, листовки, карманные справочники, журналы, группы в электронной почте и т.д.), так и новые информационные средства (например, интерактивное телевидение, мультимедийные интерактивные терминалы, компьютерные компакт-диски, видеоконференции и т.п.).