ОДМ 218.6.018-2016
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по правилам применения, устройству и эксплуатации тросовых и комбинированных дорожных ограждений на дорогах общего пользования
ОКС 93.080.00
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "НИИ Механики и проблем качества".
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения, Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.
3 ПРИНЯТ распоряжением Федерального дорожного агентства от 07.04.2016 г. N 567-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) устанавливает рекомендации по правилам применения, устройству и эксплуатации тросовых и комбинированных дорожных ограждений на дорогах общего пользования.
Настоящий методический документ применим к тросовым и комбинированным дорожным ограждениям, устанавливаемым с целью обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования, и предназначен для использования организациями, занимающимися проектированием, реконструкцией и строительством дорог, а также для разработчиков дорожных ограждений и для организаций, занимающихся их контролем при эксплуатации.
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 1.2-2009 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены;
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования;
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;
ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования";
ГОСТ Р 52607-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования";
ГОСТ Р 52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация";
ГОСТ 31994-2013 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования";
ГОСТ 33127-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация;
ГОСТ 33128-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования;
ГОСТ 33129-2014 - Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Методы контроля.
В настоящем ОДМ применены следующие термины и сокращения с соответствующими определениями:
3.1 гильза: Вертикальный элемент ограждения, служащий для поддержания стойки в дорожной одежде или в грунте, обеспечивающий вертикальное перемещение стойки.
3.2 талреп (стяжное устройство): Элемент ограждения, позволяющий осуществлять натяжение троса до требуемого усилия.
3.3 шаг стоек: Расстояние между ближайшими стойками по оси тросового ограждения.
4.1 Настоящий ОДМ рекомендуется применять при проектировании, установке, эксплуатации и содержании тросовых и комбинированных дорожных ограждений.
4.2 Тросовые и комбинированные ограждения следует проектировать, испытывать и устанавливать в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР-ТС 014, межгосударственных стандартов (ГОСТ 33127, ГОСТ 33128 и ГОСТ 33129), ОДМ 218.6.004-2011 и настоящих методических рекомендаций.
4.3 Разрешается применять в дорожных тросовых ограждениях элементы, изготовленные только в заводских условиях по проектам, утвержденным в установленном порядке, и принятые контролирующей организацией, уполномоченной в соответствии с нормативно-законодательными актами РФ в области строительства.
4.4 Каждая конструкция тросового и комбинированного ограждения должна пройти сертификацию в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР-ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог".
4.5 Допускается применение разработанных за рубежом конструкций тросовых ограждений, отвечающих требованиям Европейских стандартов EN 1317-(1-4)*, с обязательным соблюдением требований межгосударственных стандартов и настоящих методических рекомендаций по минимальной высоте ограждения, удерживающей способности, допустимому прогибу, рабочей ширине ограждения и другим потребительским характеристикам, определенным ГОСТ 33128-2014 и ГОСТ 33129-2014, а также к используемым материалам, при условии проведения натурных испытаний в соответствии с межгосударственным стандартом 33129-2014 и с наличием сертификатов соответствия требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР-ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог".
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
4.6 При разработке тросового ограждения рекомендуется разработать конструкции, пригодные для применения в различных дорожных условиях, а также конструкции переходных (в том числе комбинированных), начальных и концевых участков ограждений. Рекомендуется проведение тестового симуляционного расчетного анализа, моделирующего наезды транспортных средств (ТС) на ограждения на расчетных моделях в соответствии с указаниями ГОСТ 33128 и ГОСТ 33129, предваряющего натурные испытания окончательных вариантов конструкций.
5.1 Конструкции тросовых ограждений, устанавливаемых на территории России, показаны на рисунке 1. Отличительными особенностями этих конструкций являются:
- группа и подгруппа;
- уровень удерживающей способности;
- шаг стоек;
- высота тросов над поверхностью покрытия проезжей части;
- расположение тросов относительно стоек;
- конструкция стойки и принцип ее работы;
- тип используемой гильзы.
Рисунок 1 - Конструкции ограждений
5.2 Классификационная схема ограждения представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Классификационная схема
5.3 Высота ограждения и расположение тросов
Высота ограждения и расположение тросов определяет типы транспортных средств, которые способно удержать ограждение. Конфигурацию тросов по высоте характеризируются тремя параметрами: высота нижнего и верхнего троса над поверхностью покрытия проезжей части, а также расстояние между тросами.
Высота нижнего троса находится в диапазоне от 350 мм до 465 мм (Рисунок 3). Если нижний трос будет расположен выше 500 мм, то ограждение не сможет обеспечить удержание низкопрофильных автомобилей, так как они будут подъезжать под ограждение.
Рисунок 3 - Расположение тросов по высоте отечественных конструкций
Высота верхнего троса находится в диапазоне от 820 мм до 940 мм. Верхний трос определяет удерживающую способность транспортных средств (ТС) с высоким расположением центра масс. В случае если трос будет расположен ниже 800 мм, произойдет переезд транспортного средства или его опрокидывание.
Расстояние между тросами в российских конструкциях составляет от 130 мм до 190 мм. В случае если расстояние превышает верхнюю границу диапазона, автомобиль может проехать сквозь ограждение.
5.4 Основными конструктивными элементами, определяющими прогиб ограждения, являются количество тросов, расстояние между стойками и расположение тросов относительно стоек.
5.4.1 По количеству тросов в современной практике наибольшее распространение получили 3-х и 4-х тросовые системы. 3-х тросовые системы отличаются от 4-х по следующим параметрам:
- имеют меньшую стоимость, т.к. используется только 3 троса;
- характерны более низким уровнем удерживающей способности (УЗ) и, как правило, большим прогибом;
В настоящее время в России чаще применяются 4-х тросовые конструкции, что связано с характеристиками транспортных потоков.
5.4.2 Расстояние между стойками современных ограждений, находится в диапазоне от 2 до 3 метров. Уменьшение расстояния между стойками уменьшает прогиб ограждения, но увеличивает стоимость установки и эксплуатации ограждения. За счет изменения этого параметра возможно изменение уровня удерживающей способности ограждения.
5.4.3 По расположению тросов относительно стоек, ограждения разделяются на конструкции с:
- прямыми тросами (Рисунок 4 а)
- переплетенными тросами (Рисунок 4 б)
- комбинированным расположением тросов (Рисунок 4 в)
Отличительными особенностями конструкций с прямыми тросами является простота в установке и эксплуатации, трос всегда находится в рабочем положении.
Использование переплетенных тросов позволяет понизить прогиб ограждения за счет эффективного распределения усилий между стойками и увеличения сил трения в тросовой системе.
а - прямое, б - переплетенное, в - комбинированное расположение тросов
Рисунок 4 - Расположение тросов относительно стоек
5.5 Типы стоек
Ограждения классифицируются по типам стоек:
- закрытого типа (Рисунок 4 а, б). При работе ограждения с закрытым типом стоек увеличение рабочей длины (протяженность поврежденного участка при наезде) происходит за счет разрушения стоек или их полного выхода из гильз. Характерный вид закрытых стоек после наезда представлен на рисунке 5. Как правило, конструкции ограждений с закрытыми стойками обладают большей жесткостью, чем с открытыми.
а - разрушение стойки, б - выход стойки из гильзы
Рисунок 5 - Вид закрытых стоек после наезда
- открытого типа (Рисунок 4 в). При наезде ТС на ограждение с открытым типом стоек происходит деформация стоек без разрушения. Индекс тяжести травм при такой конструкции ниже, но динамический прогиб ограждения, как правило, больше по сравнению с закрытыми стойками. Характерный вид стоек после наезда приведет на рисунке 6.
Рисунок 6 - Деформация открытых стоек
Тип стойки является одним из основных факторов, определяющих работу ограждения. Использование стоек закрытого типа по сравнению с открытыми характеризуется:
- уменьшением рабочей ширины и прогиба ограждения, т.к. закрытые стойки обладают большей жесткостью, чем открытые.
- увеличением индекса тяжести травм, деформаций кузова и подвески транспортного средства. Увеличение индекса тяжести травм связано с большей продольной жесткостью стоек закрытого типа, что создает значительное сопротивление продольному движению автомобиля. Это приводит к полной остановке транспортного средства за малый промежуток времени и увеличению перегрузок.
- менее стабильной траекторией движения. Это обусловлено двумя причинами, положенными в основу работы таких стоек. Во-первых, при разрушении стойки происходит резкое изменением энергии всей системы, что приводит к сложно предсказуемым динамическим процессам. Во-вторых, при наезде на ограждение ТС собирает стойки (Рисунок 5 б), что может привести к развороту или резкой остановке автомобиля.
5.6 Тип гильзы
По типу гильзы ограждения делятся на:
- бетонируемые (Рисунок 7 а);