РБ-111-16
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Обеспечение безопасности при закрытии пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов"
ВВЕДЕНО в действие 24 августа 2016 г.
Руководство по безопасности при использования атомной энергии "Обеспечение безопасности при закрытии пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов" (РБ-111-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 августа 2014 г. N 379, и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности" (НП-069-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 июня 2014 г. N 249.
Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по обеспечению безопасности при закрытии пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.
Настоящее Руководство по безопасности разработано с учетом рекомендаций международных организаций, в том числе МАГАТЭ, и отечественного опыта регулирования и обеспечения безопасности в области использования атомной энергии.
Выпускается впервые*.
________________
*) Разработано коллективом авторов при участии Непейпиво М.А., Понизова А.В. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Шевцовой Е.В., Ю.Г.Склифасовской (Ростехнадзор).
При разработке учтены замечания и предложения: Госкорпорации "Росатом", ОАО "СХК", ФГУП "ГХК", ФГУП "УЭХК", ФГУП "ПО "Маяк", АО "ВНИПИпромтехнологии", ОАО "Атомпроект", ФГУП "РосРАО", ФГУП "НО РАО", ФГУП "РАДОН", ФМБЦ им.А.И.Бурназяна; ФГУГП "Гидроспецгеология" и др.
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Обеспечение безопасности при закрытии пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов" (РБ-111-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 августа 2014 г. N 379, и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности" (НП-069-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 июня 2014 г. N 249.
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выполнению требований вышеуказанных федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по обеспечению безопасности при закрытии пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов в части:
обеспечения безопасности при подготовке пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов к закрытию;
проведения комплексного инженерного и радиационного обследования пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов;
разработки программы закрытия пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов, проектной документации по закрытию (далее - проект закрытия) и отчета по обоснованию безопасности закрытия пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов;
безопасного выполнения работ по закрытию пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов;
проведения радиационного контроля и мониторинга системы захоронения радиоактивных отходов при закрытии и после закрытия пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.
3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения:
эксплуатирующими организациями, осуществляющими деятельность по проектированию, эксплуатации и закрытию пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов, включая национального оператора по обращению с радиоактивными отходами;
организациями, выполняющими работы и (или) предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям по закрытию пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов (изыскательские, проектные, исследовательские, строительные организации);
специалистами Ростехнадзора, осуществляющими лицензирование деятельности по проектированию, эксплуатации и закрытию пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов и надзор за выполнением указанных видов деятельности.
4. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по обеспечению безопасности при закрытии пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов могут быть реализованы с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при условии обоснования выбранных способов (методов).
5. Перечень сокращений, используемых в настоящем Руководстве по безопасности, приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.
6. Способы, методы и технологии закрытия ППЗРО, последовательность работ по закрытию ППЗРО, а также технические средства и организационные мероприятия по обеспечению безопасности при закрытии ППЗРО и обеспечению долговременной безопасности закрытого ППЗРО рекомендуется разрабатывать на этапах размещения, проектирования и сооружения ППЗРО и уточнять на этапе эксплуатации при разработке проекта закрытия ППЗРО и при подготовке к закрытию ППЗРО.
7. Сроки проведения работ по закрытию ППЗРО рекомендуется определять при разработке программы и проекта закрытия ППЗРО исходя из объема и последовательности работ по приведению ППЗРО в требуемое конечное состояние, определенное проектом закрытия ППЗРО и обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды в течение периода потенциальной опасности захороненных РАО (далее - конечное состояние ППЗРО).
8. Выбор окончательного варианта закрытия ППЗРО рекомендуется осуществлять с учетом следующих факторов:
особенностей ППЗРО: способа захоронения РАО, технических, технологических и организационных решений, принятых в проекте ППЗРО;
условий размещения ППЗРО: устойчивости ППЗРО к внешним воздействиям природного и техногенного происхождения; характеристик района и площадки размещения ППЗРО и окружающей среды, которые могут оказывать влияние на выход, перенос и накопление РВ при закрытии и после закрытия ППЗРО; демографических условий, в том числе характера водо- и землепользования, условий проживания населения в районе размещения ППЗРО, перспектив развития района, социально-экономических, хозяйственных и санитарно-гигиенических условий;
объема и характеристик захороненных РАО, в том числе класса РАО, радионуклидного и химического состава, удельной (объемной) и суммарной активности, периода потенциальной опасности;
фактического состояния ППЗРО, его сооружений, систем (элементов) и барьеров безопасности;
уровня и состава радиоактивного загрязнения сооружений, систем (элементов), территории площадки, СЗЗ и ЗН ППЗРО, а также территории за пределами ЗН в зоне возможного радиоактивного загрязнения, обусловленного воздействием ППЗРО (далее - зона возможного влияния ППЗРО), и границ ореола загрязнения;
наличия проектной и эксплуатационной документации ППЗРО;
предполагаемых методов, средств и технологий закрытия ППЗРО, в том числе дезактивации и демонтажа оборудования, систем (элементов), конструкций и сооружений, технологии сооружения покрывающего экрана, консервации ячеек захоронения РАО и подъездных тоннелей;
возможности использования существующих систем (элементов), конструкций и сооружений при закрытии ППЗРО (системы обращения с РАО, включая временные хранилища РАО, системы вентиляции, транспортно-технологического оборудования, систем водоотвода и дренажа, систем радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО);
механизмов выхода, переноса и распространения радионуклидов в окружающей среде, определяющих радиационное воздействие на население и окружающую среду;
результатов оценки безопасности ППЗРО, включая результаты оценки возможного радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду при закрытии и после закрытия ППЗРО;
возможности обеспечения физической защиты закрываемого и закрытого ППЗРО и захороненных РАО;
социально-экономических факторов;
результатов технико-экономических исследований различных вариантов закрытия ППЗРО.
9. Деятельность по закрытию ППЗРО осуществляется в соответствии с программой (планом) и проектом закрытия ППЗРО, а также эксплуатационной документацией, разработанными для выбранного варианта закрытия, и обосновывается в ООБ закрытия ППЗРО.
10. Все виды работ, которые влияют на обеспечение безопасности при закрытии ППЗРО и обеспечение долговременной безопасности закрытого ППЗРО и являются объектами деятельности по обеспечению качества, рекомендуется выполнять в соответствии с программами обеспечения качества, разработанными ЭО или организациями, выполняющими работы и (или) предоставляющими услуги ЭО.
11. Работы по обращению с РАО при закрытии ППЗРО рекомендуется выполнять в соответствии с программой обеспечения качества при обращении с РАО, рекомендации по разработке которой даны в руководстве по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами" (РБ-086-13), утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 сентября 2013 г. N 390.
12. Если для выполнения работ по закрытию ППЗРО планируется привлечение организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги ЭО (изыскательские, проектные, исследовательские, строительные организации), ЭО рекомендуется предусмотреть эффективную систему выбора соответствующих организаций и контроля качества выполненных работ.
13. При закрытии ППЗРО и после завершения работ по закрытию ЭО рекомендуется организовать учет, хранение или передачу в установленном порядке документации по закрытию ППЗРО и иной важной для безопасности информации и записей (учетных документов) о закрытом ППЗРО и захороненных РАО в соответствии с положениями настоящего Руководства по безопасности и c программой обеспечения качества при закрытии ППЗРО.
14. Разработка программы и проекта закрытия ППЗРО, соответствующей эксплуатационной документации, разработка и выполнение программы обеспечения качества при закрытии ППЗРО, а также контроль обеспечения качества деятельности организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги при закрытии ППЗРО, обеспечиваются ЭО.
15. К мероприятиям организационно-технического характера, которые выполняются в целях подготовки ППЗРО к закрытию, относятся:
проведение КИРО ППЗРО;
разработка проектной и эксплуатационной документации, необходимой для закрытия ППЗРО;
подготовка работников (персонала) для выполнения работ по закрытию ППЗРО;
выполнение подготовительных работ на площадке ППЗРО для безопасного выполнения работ по закрытию ППЗРО, включающих в том числе дезактивацию зданий, сооружений, конструкций, оборудования, трубопроводов, систем (элементов) и дезактивацию загрязненных участков площадки ППЗРО;
создание необходимой инфраструктуры для выполнения работ по закрытию ППЗРО;
разработка (корректировка) программ обращения с РАО, накопленными на ППЗРО на этапе эксплуатации и образовавшимися при подготовке к закрытию, модернизация систем обращения с РАО;
разработка (корректировка) программ радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО, модернизация соответствующих систем контроля;
разработка мероприятий по противопожарной защите при выполнении работ по закрытию ППЗРО.
16. Перечень мероприятий по подготовке к закрытию и закрытию ППЗРО, порядок, условия и планируемые сроки их проведения, в том числе сроки проведения КИРО ППЗРО, последовательность и ориентировочный график выполнения этапов закрытия ППЗРО устанавливаются в программе закрытия ППЗРО.
17. Программу закрытия ППЗРО рекомендуется разрабатывать на этапе эксплуатации ППЗРО и уточнять по мере получения информации, влияющей на безопасность закрытия ППЗРО, в том числе при подготовке к закрытию ППЗРО после проведения КИРО.
18. Программу закрытия ППЗРО рекомендуется разрабатывать на основе проектной документации, в том числе концепции закрытия ППЗРО, эксплуатационной документации ППЗРО, а также иной учетной документации, необходимой для разработки программы, с учетом данных об объеме и характеристиках захороненных и накопленных РАО, результатов оценки безопасности ППЗРО, данных радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО, выполненных на этапе эксплуатации ППЗРО, данных о радиоактивном загрязнении площадки размещения ППЗРО, СЗ и ЗН ППЗРО, помещений, оборудования, систем (элементов) при нормальной эксплуатации ППЗРО и вследствие нарушений нормальной эксплуатации ППЗРО.
19. Целью КИРО ППЗРО является получение исходных данных, необходимых для принятия решения по закрытию ППЗРО, выбора оптимального варианта закрытия ППЗРО и разработки проекта закрытия ППЗРО, путем проведения инженерного и радиационного обследований ППЗРО, а также выполнения при необходимости расчетных и исследовательских работ.
20. Объем и сроки проведения КИРО ППЗРО рекомендуется определять исходя из объема информации, необходимой для разработки проекта закрытия ППЗРО.
21. Инженерное обследование ППЗРО, выполняемое в рамках КИРО, проводится с целью получения необходимой информации о фактическом инженерно-техническом состоянии ППЗРО, его зданий, сооружений, строительных конструкций, коммуникаций и оборудования, систем (элементов), в том числе инженерных и естественных барьеров ППЗРО, а также оценки остаточного ресурса конструкций, функционирующих при закрытии и после закрытия ППЗРО.
22. Инженерное обследование ППЗРО рекомендуется проводить с учетом данных мониторинга системы захоронения РАО, выполненного на этапе эксплуатации ППЗРО.
23. Основной целью радиационного обследования ППЗРО, проводимого в рамках КИРО, является получение данных, необходимых для оценки радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду при выполнении работ по закрытию ППЗРО. Радиационное обследование ППЗРО рекомендуется проводить с учетом категории ППЗРО по потенциальной радиационной опасности.
24. При радиационном обследовании зданий и сооружений ППЗРО, его площадки, СЗЗ и ЗН ППЗРО и территории за ее пределами в зоне возможного влияния ППЗРО рекомендуется уточнить радиационные параметры, определяющие радиационное воздействие на работников (персонал), население и окружающую среду при закрытии ППЗРО, в том числе:
мощность дозы гамма-излучения на внешних поверхностях конструктивных элементов сооружений для захоронения РАО, на площадке ППЗРО, в СЗЗ и ЗН ППЗРО и за ее пределами в зоне возможного влияния ППЗРО;
плотность потоков альфа- и бета-частиц в зоне возможного влияния ППЗРО;
уровни поверхностного загрязнения радиоактивными веществами оборудования, систем (элементов) и строительных конструкций;
объем и характеристики захороненных РАО и накопленных при эксплуатации ППЗРО;
удельную (объемную) активность и радионуклидный состав загрязнения подземных и поверхностных вод площадки, СЗЗ и ЗН ППЗРО и за ее пределами в зоне возможного влияния ППЗРО;
границы зон загрязнения, удельную (объемную) активность и радионуклидный состав загрязнения грунта площадки, СЗЗ и ЗН ППЗРО и за ее пределами в зоне возможного влияния ППЗРО;
объемную активность и радионуклидный состав загрязнения атмосферного воздуха и атмосферных выпадений;
границы зон загрязнения, удельную активность и радионуклидный состав загрязнения вмещающих пород приконтурной (ближней) зоны ППЗРО.
25. Радиационное обследование ППЗРО рекомендуется проводить с учетом данных радиационного контроля, полученных на этапе эксплуатации ППЗРО, в том числе данных о радиоактивном загрязнении поверхностей оборудования и площадки ППЗРО, поступлении радионуклидов в окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации ППЗРО, включая аварии.