Статус документа
Статус документа


РБ-086-13

     

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии

 "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 сентября 2013 г. N 390

Введено в действие с 6 сентября 2013 г.


Настоящее руководство по безопасности при использовании атомной* разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ.

____________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Настоящее руководство содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами.

Настоящее руководство выпускается взамен руководства по безопасности "Требования к программе обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами" (РБ-003-98)*.

________________

* В разработке принимали участие: Плеханов В.Ш., Непейпиво М.А., Гуськов А.В., Кулешова Е.В., Самошкин Ю.А. (Федеральное бюджетное учреждение "Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности"), Пронкин Н.С. (Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ").

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами" (РБ-086-13) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85.

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества (далее - ПОК) при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО).

3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на ПОК, разрабатываемые при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, связанной с обращением с РАО.

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения специалистами, участвующими в осуществлении деятельности, связанной с обеспечением качества при обращении с РАО, а также специалистами Ростехнадзора при осуществлении ими лицензионной (разрешительной) деятельности или федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (далее - ФНП) могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

II. Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами

6. В ПОК при обращении с РАО рекомендуется определять организационные и технические мероприятия по обеспечению качества, направленные на реализацию установленных критериев и принципов безопасности при обращении с РАО.

7. В ПОК рекомендуется указать, что организация, осуществляющая обращение с РАО, вводит ее в действие соответствующим организационно-распорядительным документом и обеспечивает периодическую проверку и оценку результативности выполнения этой ПОК.

8. Организация, выполняющая работы, на которые распространяется ПОК (далее - организация), разрабатывает ПОК с целью обеспечения уверенности в том, что работы, связанные с обращением с РАО, удовлетворяют требованиям, установленным в технических регламентах, ФНП, проектной и конструкторской документации (далее - ПКД), технологической документации (далее - ТД), эксплуатационной и ремонтной документации, общей ПОК для объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), договоре (контракте), национальных стандартах, стандартах организаций, строительных нормах и правилах, а также в других нормативно-технических документах (далее - НД).

9. В ПОК рекомендуется показать (с учетом работ, на которые распространяется ПОК), что устанавливаемые в ней требования и мероприятия направлены на:

1) организацию эффективной системы подбора, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников (персонала), осуществляющих обращение с РАО;

2) контроль качества поставляемого оборудования, комплектующих изделий и материалов;

3) организацию контроля качества проектных (конструкторских) работ;

4) организацию контроля качества проведения технологических процессов при обращении с РАО;

5) минимизацию образующихся РАО;

6) установление системы критериев качества (критериев приемлемости) РАО, которым РАО должны отвечать после сбора, переработки, хранения, кондиционирования;

7) организацию контроля качества РАО и упаковок РАО;

8) получение достоверной и полной информации о количественном и качественном составе РАО на всех этапах обращения с ними;

9) обеспечение требований к надежности и эффективности барьеров безопасности, предусмотренных для предотвращения выхода ионизирующего излучения и радиоактивных веществ за предусмотренные границы;

10) организацию эффективной системы ведения учетных записей и хранения документации при обращении с РАО;

11) проведение анализа безопасности при обращении с РАО.

10. В ПОК рекомендуется приводить следующие разделы:

1) политика в области качества;

2) введение;

3) организационная деятельность;

4) управление персоналом;

5) управление документацией;

6) контроль проектирования (конструирования);

7) управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемыми услугами;

8) производственная деятельность;

9) метрологическое обеспечение;

10) обеспечение качества программных средств и расчетных методик;

11) обеспечение надежности;

12) управление несоответствиями;

13) аудиты (проверки).

Состав и содержание разделов ПОК могут быть изменены (дополнены) в зависимости от характера деятельности по обращению с РАО, осуществляемой в организации, а также объема и номенклатуры образуемых в организации РАО.

11. В ПОК рекомендуется включать информацию с учетом раздела II настоящего Руководства по безопасности. При этом, по каждому направлению деятельности целесообразно привести ссылки на документы (процедуры), использованные при разработке приведенных в ПОК мероприятий, и представить разделы (или приложения), содержащие использованные по тексту сокращения терминов (понятий) и их полное наименование, а также термины, важные для понимания ПОК, и их определения (особенно если может быть допущено их неоднозначное толкование).

III. Рекомендуемое содержание разделов программ обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами

12. В разделе "Политика в области качества" рекомендуется привести политику в области качества организации, включающую:

1) приоритет вопросам обеспечения безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;

2) основные цели в области качества и методы их достижения;

3) функции руководства организации, выполнение которых позволит достичь требуемого качества, в которых рекомендуется отражать следующие аспекты:

а) периодический анализ ПОК для подтверждения соответствия поставленных целей организации и выполняемой текущей деятельности принятой политике в области качества;

б) ознакомление с политикой в области качества всего персонала организации в рамках обязанностей, определенных должностными инструкциями этого персонала;

в) обеспечение организации необходимыми трудовыми, материальными, техническими, информационными и финансовыми ресурсами.

13. В разделе "Введение" рекомендуется привести:

1) цель (назначение) и область распространения (применения) ПОК;

2) ссылку на общую ПОК, в рамках требований которой разработана ПОК (при ее наличии);

3) перечень основных документов, в соответствии с которыми разработана ПОК;

4) порядок ввода в действие ПОК и периодичность ее пересмотра.

13.1. В разделе "Введение" рекомендуется указать следующее:

1) ПОК после её ввода в действие является обязательным для исполнения документом, действие которого распространяется на деятельность по обращению с РАО, а также на персонал, выполняющий эту деятельность;

2) в случае обнаружения в ПОК недочетов, включая недостаточную результативность выполнения программы, руководство организации принимает меры по их устранению путем корректировки ПОК;

3) ПОК периодически пересматривается в плановом порядке (не реже 1 раза в 5 лет) и корректируется:

а) по результатам внутренних и внешних проверок (аудитов);

б) при изменениях организационной структуры организации (в части, касающейся изменений порядка взаимодействия и ответственности подразделений, участвующих в деятельности, связанной с обращением с РАО);

в) при изменениях порядка взаимодействия и ответственности организаций, участвующих в деятельности, связанной с обращением с РАО;

г) при изменениях требований ФНП, регламентирующих обеспечение безопасности при обращении с РАО и (или) качество выполняемых работ и предоставляемых услуг;

д) с учетом имеющегося опыта организации при осуществлении деятельности, связанной с обращением с РАО, а также аналогичного опыта других отечественных и зарубежных организаций.

14. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется привести:

1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую форму организации;

2) информацию о распределении ответственности за осуществление деятельности в области качества.

14.1. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется отразить следующую информацию:

1) основные принципы управления качеством при обращении с РАО;

2) организационную структуру в части, относящейся к выполнению ПОК, с указанием ответственного за качество представителя руководства организации и подразделений, осуществляющих управление качеством, производственный, инспекционный контроль, проведение испытаний, метрологическое обеспечение, авторский надзор;

3) основные сведения о функциональных обязанностях, полномочиях, границах разделения ответственности, порядке взаимодействия должностных лиц, руководящих работами, выполняющих и оценивающих их (при этом следует исключить дублирование подчиненности и исполнения);

4) основные функции персонала организации и ее подразделений при обеспечении и контроле качества;

5) основные сведения о полномочиях и границах разделения ответственности организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги при осуществлении деятельности, описанной в ПОК (далее - подрядные организации);

6) основные сведения о порядке взаимодействия с органами, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, управляющими компаниями и подрядными организациями.

14.2. Принципы управления качеством при обращении с РАО рекомендуется формулировать с учетом следующих положений:

1) деятельность по обеспечению качества и обеспечение ее необходимыми ресурсами осуществляется на основе дифференцированного подхода, основанного на классификации по влиянию на безопасность РАО и выполняемых работ;

2) технические и организационные мероприятия по обращению с РАО осуществляются на основе требований к обеспечению безопасности, с учетом результатов анализа характеристик РАО и критериев качества (критериев приемлемости) РАО, которым РАО должны отвечать после сбора, сортировки, переработки, кондиционирования и хранения;

3) принимаемые технические и организационные решения соответствуют требованиям ПКД, ТД, НД и обосновываются расчетами, исследованиями, испытаниями, апробацией, прежним опытом выполнения подобных работ, а также анализом достигнутого уровня науки и техники;

4) при изменении требований действующих и вводе в действие новых НД проводится анализ влияния на безопасность и качество деятельности при обращении с РАО выявленных отступлений от новых требований, разработка и реализация мероприятий по устранению и (или) компенсации влияния отступлений на безопасность и качество деятельности при обращении с РАО;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs