МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковник внутренней службы А.П.Чуприян 28.06.2013
Настоящие методические рекомендации предназначены для территориального органа МЧС России - Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и определяют структуру и содержание единого плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - план действий), а также порядок его разработки, утверждения и корректировки.
Единый план действий разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с целью замены существующих планирующих документов, которые имеют различный правовой статус, структуру, сроки действия, порядок утверждения и согласования.
Методические рекомендации составлены на основе обобщения опыта работы органов управления РСЧС с учетом конкретных условий и складывающихся на той или иной территории при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
1. В соответствии с российским законодательством органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
________________
2. В целях обеспечения согласованности действий в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение указанных вопросов.
3. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
________________
4. Разработка плана действий предлагается в целях:
придания существующему в настоящее время множеству планирующих документов в области организации действий по предупреждению и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций единого правового статуса;
приведение всех документов к единому формату;
установления единого срока действия, порядка утверждения и согласования.
В структуре самого плана действий предлагается:
перейти от горизонтального построения плана, когда сведения о действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) одного типа разбросаны по всему плану, к вертикальной структуре, когда действия при возникновении конкретной ЧС представлены в одном разделе документа;
уделить больше внимания непосредственно планированию собственно действий при возникновении ЧС (в существующей структуре плана 85-90% объема занимают информационные, справочные материалы и теоретические выкладки, зачастую не содержащие сведений полезных при планировании действий и только 3-5% всего объема - это собственно план действий);
учесть в плане особенности организации управления и применения сил и средств при различных уровнях реагирования.
5. Отнесение сведений, содержащихся в Плане действий, к информации ограниченного доступа производится в порядке, установленном требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.
1. Разработку плана осуществляет Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России по субъекту РФ) в тесном взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
2. План действий разрабатывается на срок не более 5 лет. По истечении указанного срока план перерабатывается.
3. Корректировка плана производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год к 1 марта по состоянию на 1 января.
Организует разработку и корректировку плана структурное подразделение ГУ МЧС России по субъекту РФ по решению руководителя.
4. План действий подписывается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ и утверждается начальником регионального центра и согласовывается с высшим должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
5. План действий согласуется в установленном порядке с органами исполнительной власти соседних субъектов Российской Федерации по вопросам проведения эвакуационных мероприятий на межрегиональном уровне;
органами управления функциональных подсистем по вопросам организация управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера;
выделения сил и средства для ликвидации ЧС, их состав, задачи и возможности.
6. В Плане действий в обязательном порядке рассматривается вопрос организации взаимодействия, управления и действий сил при различных режимах функционирования и уровнях реагирования.
7. Действия по ликвидации ЧС муниципального уровня и ниже в Плане действий субъекта не рассматриваются. Определяются только вопросы оказания помощи силами и средствами при их недостаточности или отсутствии в муниципальном образовании.
1. План действий разрабатывается в виде отдельных книг в твердом переплете формата А-4. Ориентация страниц альбомная. Сшивание производится по короткой стороне листа. Шрифт текста Times New Roman, формат шрифта в тексте - 13 или 14, в таблицах - 12 или 10. Формат шрифта в заголовках разделов и глав - 16 полужирный. В заголовках отдельных пунктов - 13-14 полужирный.
Печатание текста производится на каждой странице. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу.
2. Приложения оформляются в виде графических (карты, схемы) и текстовых документов.
Требования к оформлению текстовых документов приложений аналогичны требованиям к оформлению текста основного плана.
Схемы оформляются с использованием компьютерной графики на листах формата А-3. Для хранения схемы складываются до формата А-4 и сшиваются в общий документ.
3. Общие требования к оформлению графических документов.
Обстановку на карты и схемы наносят условными обозначениями и знаками, приведенными в ГОСТ Р 22.0.10-96.
В случаях применения непредусмотренных настоящим стандартом обозначений и знаков их значение должно быть расшифровано в таблице "Условные знаки и обозначения", размещаемой на карте (схеме) в правом нижнем углу.
Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.
Все надписи располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты; буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты; надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.
При оформлении карты необходимо соблюдать следующие требования:
данные обстановки наносят тонкими линиями и установленными условными знаками, не затемняя топографическую основу карты (плана) и надписей на ней;
органы управления наносят на карту так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралось в точку его фактического нахождения на местности;
при нанесении на карту нескольких положений группировок, соответствующих разным моментам времени, условные знаки необходимо дополнять штрихами, пунктирными линиями или подтушевывать различными цветами. Время, к которому относят то или иное положение сил и средств РСЧС, указывают под наименованием части, формирования внутри условного знака или рядом с ним.
Карта в готовом виде должна иметь прямоугольную форму (размер 1800x2200 мм). Масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории субъекта РФ (рекомендуемый 1:200000). Карта окаймляется по периметру багетом, при этом координатная сетка должна быть сохранена.
При хранении карты складываются по формату листа А-4. В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.
Общие требования к карте изложены в приложении N 1.
План действий включает общую часть, содержащую общие данные, не затрагивающие специфику реагирования и защиты населения и территорий и порядок действий, определяющий порядок реагирования по видам ЧС.
План действий состоит из карты, основной текстовой части и приложений.
Документы, определяющие порядок реагирования по видам ЧС, разрабатываются в виде законченной книги (брошюры), что упрощает пользование ими.
I. Общая часть
1. Краткая характеристика территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ
1.1. Краткая характеристика субъекта РФ (население, площадь, административно-территориальное деление, промышленность, энергетика, агропромышленный комплекс, транспорт).
1.2. Географические и климатические особенности территории, влияющие на формирование источников чрезвычайных ситуаций.
1.3. Экономическая характеристика территории субъекта и техногенные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения.
1.4. Построение территориальной подсистемы РСЧС субъекта (координационный орган управления, постоянно действующий орган управления, органы повседневного управления, звенья ТП РСЧС).
1.5. Функциональные подсистемы РСЧС регионального уровня, действующие на территории субъекта РФ, их задачи и возможности.
1.6. Состав сил и средств постоянной готовности.
1.7. Состав общей группировки сил (БЧС).
1.8. Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, их состав, задачи и возможности.
1.9. Резерв материальных и финансовых ресурсов.
2. Выводы из оценки обстановки на территории субъекта Российской Федерации, исходя из существующих рисков
2.1. Оценка источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (масштабы, последствия, источники возникновения и уровень реагирования).
Риски возникновения ЧС техногенного характера:
Риски возникновения ЧС на транспорте:
2.1.1. Риски возникновения ЧС на объектах автомобильного транспорта.
2.1.2. Риски возникновения ЧС на объектах железнодорожного транспорта.
2.1.3. Риски возникновения ЧС на объектах воздушного транспорта.
2.1.4. Риски возникновения ЧС на объектах морского транспорта.
2.1.5. Риски возникновения ЧС на объектах речного транспорта.
Риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах:
2.1.6. Риски возникновения аварий на химически опасных объектах.
2.1.7. Риски возникновения аварий на радиационно опасных объектах.
2.1.8. Риски возникновения аварий на биологически опасных объектах.
2.1.9. Риски возникновения аварий на объектах ТЭК и системах ЖКХ.
2.1.10. Риски возникновения аварий на объектах энергоснабжения.
2.1.11. Риски возникновения гидродинамических аварий.