ГОСТ 33463.2-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
Часть 2
Методы испытаний по определению виброакустических показателей
Life support systems on railway rolling stock. Part 2. Test methods for determining the parameters of vibroacoustic indicators
МКС 45.060
Дата введения 2016-10-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора); Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 139-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33463.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2016 г.
5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для оценки соответствия требованиям технических регламентов: "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
6 ВЗАМЕН ГОСТ 12.2.056-81 в части методов измерения шума (приложение 3) и вибрации (приложение 4) в кабинах локомотивов
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы испытаний по определению виброакустических показателей: уровней звука и звукового давления (уровней шума), уровней вибрации, уровней инфразвука.
Примечание - Настоящий стандарт может быть применен для определения указанных виброакустических показателей в служебных и вспомогательных помещениях изотермических вагонов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 17168 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17187 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 24346 Вибрация. Термины и определения
ГОСТ 31252 (ИСО 3740:2000) Шум машин. Руководство по выбору метода определения уровней звуковой мощности
ГОСТ 31319 (ЕН 14253:2003) Вибрация. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Требования к проведению измерений на рабочих местах
ГОСТ ИСО 8041 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений
ГОСТ ИСО 10326-1 Вибрация. Оценка вибрации сидений транспортных средств по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем межгосударственном стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ 24346, ГОСТ 31252, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 инфразвук: Звуковые колебания с частотами, лежащими ниже полосы частот слышимых (акустических) колебаний.
Примечание - Диапазон частот слышимых (акустических) колебаний от 20 Гц до 20 кГц.
3.2 общий (линейный) уровень звукового давления (уровень звука), дБ Лин: Уровень звукового давления в полосе частот шириной более октавы, измеренный или рассчитанный путем энергетического суммирования уровней звукового давления в октавных полосах частот без корректирующих октавных поправок.
3.3 салон: Отделенная перегородками часть вагона (или весь вагон при исполнении вагона без тамбура), с местами для размещения пассажиров или работников железнодорожного транспорта (при перевозке последних к месту проведения работ и обратно).
Примечание - Поскольку порядок и точки измерения в салонах моторвагонного подвижного состава (МВПС) (с местами для размещения пассажиров) и в салонах специального подвижного состава (СПС) (с местами размещения работников железнодорожного транспорта при перевозке их к месту проведения работ и обратно) совпадают, далее по тексту применяется только термин "места размещения пассажиров". При этом понимается, что все измерения в салонах СПС проводятся аналогичным образом. Такое обобщение, примененное в настоящем стандарте, не имеет отношения к нормированию виброакустических параметров в соответствующих помещениях.
В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
- скорость движения подвижного состава, км/ч;
- конструкционная скорость подвижного состава, км/ч;
- октавный уровень звукового давления, дБ;
- уровень звука, дБА.
5.1.1 В результате испытаний определяют уровни звука и октавные уровни звукового давления на рабочих местах и местах размещения пассажиров.
5.1.2 При испытаниях проводят серию измерений значений показателей постоянного широкополосного шума, указанных в 5.1.1 (в установленных для объекта испытаний по приложению А режимах работы и при соблюдении требований к условиям проведения измерений и участку пути), и определяют их средние значения за период измерения.
5.1.3 Уровни звукового давления измеряют в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц.
5.1.4 Уровни звука измеряют на частотной характеристике А-шумомера.
Испытаниям подлежит один образец железнодорожного подвижного состава, упомянутого в разделе 1 (далее - объект испытаний).
5.3.1 Испытания проводят в режимах движения и работы подвижного состава, приведенных в таблице А.1 приложения А.
5.3.2 Требования к участку пути
5.3.2.1 Испытания проводят на путях с оценкой рельсовой колеи не ниже "хорошо" в соответствии с действующими национальными нормативами*. Оценка должна быть подтверждена аттестатом качества пути или иным документом, подтверждающим результаты проверки, выполненной специальным путеизмерительным вагоном или тележкой.
_______________
* На территории Российской Федерации в соответствии с Инструкцией по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона ЦНИИ-2 и мерам по обеспечению безопасности движения поездов (с изменениями и дополнениями), утвержденной МПС России 14 октября 1997 г.
5.3.2.2 Участок пути, на котором проводят испытания по определению уровней шума (далее - измерительный участок), должен иметь следующие характеристики:
- эпюра шпал 1840 шт./км;
- балластный слой - щебень;
- материал шпал - дерево (железобетон).
Примечание - Тип шпал и пути (стыковой, бесстыковой) должны быть отражены в протоколе испытаний.
5.3.2.3 Рельсы измерительного участка не должны иметь волнообразного износа. Масса рельса на единицу длины должна быть не менее 50 кг/м.
5.3.2.4 Измерительный участок пути должен быть прямым, наименьший радиус имеющихся кривых участков должен быть не менее 1000 м.
5.3.2.5 Измерительный участок должен быть горизонтальным и не иметь уклонов и подъемов более 5‰.
5.3.2.6 Конструкция и техническое состояние измерительного участка должны обеспечивать возможность движения объекта испытаний с конструкционной скоростью.
5.3.2.7 Измерительный участок не должен проходить через траншеи, лес, железнодорожные переезды, застроенные площади, мосты, виадуки, туннели и не должен иметь стрелочных переводов.
Примечание - Требования 5.3.2 не распространяются на испытания СПС в транспортно-технологическом режиме.
5.3.3 При проведении испытаний все двери и окна в помещении объекта испытаний, в котором проводятся измерения, должны быть закрыты.
5.3.4 В кабине машиниста, служебных, бытовых и иных помещениях объемом 15 м и менее, кроме обслуживающего персонала, допускается присутствие не более двух испытателей, в пассажирских салонах и иных помещениях объемом более 15 м - не более трех.
5.3.5 Вспомогательное оборудование объекта испытаний (включая оборудование системы охлаждения, отопления и вентиляции) должно функционировать в штатном режиме. Исключением является вспомогательное оборудование, которое работает редко и кратковременно (менее 1 мин) и повышает уровень звука на величину не более 5 дБ. Влияние данного оборудования на уровень шума можно не учитывать.
5.3.6 При проведении испытаний кабина машиниста, служебные и бытовые помещения, пассажирские салоны должны иметь штатное оборудование (кресла, диваны), установленное в соответствии с конструкторской документацией на объект испытаний, на полу не должно быть дополнительных покрытий и приспособлений.