ГОСТ Р ИСО 10542-1-2015
Группа Р23
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности
УСТРОЙСТВА КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК И СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Часть 1
Требования и методы испытания для всех систем
Technical systems and aids for disabled or handicapped persons. Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems. Part 1. Requirements and test methods for all systems
ОКС 11.180.10
ОКП 94 5150
Дата введения 2017-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 2179-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10542-1:2012* "Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем" (ISO 10542-1:2012 "Technical systems and aids for disabled or handicapped persons - Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems - Part 1: Requirements and test methods for all systems", IDT), включая техническую поправку Cor.1:2013.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Техническая поправка к указанному международному стандарту, принятая после его официальной публикации, внесена в текст настоящего стандарта и выделена вертикальной линией, расположенной на полях напротив соответствующего текста.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011, ГОСТ Р ИСО 10542-2-2011, ГОСТ Р ИСО 10542-3-2011, ГОСТ Р ИСО 10542-4-2011 и ГОСТ Р ИСО 10542-5-2011
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (организаций-членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно осуществляют Технические комитеты ИСО. Каждая организация-член, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.
Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническим комитетом, направляются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международных стандартов требуется одобрение не менее 75% проголосовавших членов комитета.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.
ИСО 10542-1 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Вспомогательные средства для лиц с ограничениями жизнедеятельности", подкомитетом ПК 1 "Кресла-коляски".
Настоящее второе издание ИСО 10542-1 отменяет и заменяет ИСО 10542-1:2001, ИСО 10542-2:2001, ИСО 10542-3:2005, ИСО 10542-4:2004 и ИСО 10542-5:2004, которые объединены в одной части.
ИСО 10542 состоит из следующих частей под общим наименованием "Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей":
- часть 1. Требования и методы испытаний для всех систем.
Многие пользователи кресел-колясок находятся в своих креслах-колясках во время транспортирования в транспортном средстве с мотором, и, следовательно, их кресло-коляска используется аналогично сиденью автомобиля. Это обычно означает, что система удержания пользователя, установленная изготовителем автомобиля, не может быть использована для обеспечения защиты при лобовом столкновении. Кроме того, креслу-коляске требуется крепление к автомобилю таким образом, чтобы оно не оказывало негативного воздействия на его пользователя и/или не представляло опасность для других пассажиров автомобиля при столкновениях или неожиданных маневрах автомобиля. Следовательно, обеспечение безопасности транспортирования пользователей, сидящих в кресле-коляске, требует использования оборудования, обеспечивающего эффективное крепление кресла-коляски и удержание пользователя.
Настоящий стандарт применим к конструкции, испытанию, монтажу и использованию устройств крепления кресла-коляски и систем удержания пользователя (ККСУП), используемых пользователями, сидящими в креслах-колясках, развернутых лицом вперед. Требования, относящиеся к транспортированию кресел-колясок, пригодных для пользователей, развернутых лицом вперед, сидящих во время транспортирования в транспортном средстве с мотором, установлены в ИСО 7176-19.
Основной целью настоящего стандарта является уменьшение риска серьезных ранений пользователей, сидящих в кресле-коляске, при лобовом столкновении, и ожидается, что будут разработаны дополнительные части ИСО 10542 для того, чтобы охватить различные условия и направления удара. Однако, можно ожидать, что соответствующее использование оборудования, которое соответствует настоящему стандарту, также уменьшит риск ранения при других типах столкновений, а также при опрокидывании автомобиля, аварийном маневрировании автомобиля и нормальных условиях эксплуатации.
Положения настоящего стандарта основаны на предпосылке, что изготовители ККСУП обычно не имеют возможности контролировать конечное использование своих изделий. Настоящий стандарт в связи с этим требует, чтобы ККСУП, предназначенные для общего использования во всех типах и размерах транспортных средств с моторами, были динамически испытаны на работоспособность, стойкую к ударным нагрузкам при номинально наихудшей скорости 48 км/ч и проходили испытание при лобовом столкновении салазок 20g, используя имитатор кресла-коляски (ИКК) массой 85 кг и антропоморфическое испытательное устройство (АИУ), имитирующее взрослого мужчину средних размеров, для динамического нагружения ККСУП.
Хотя силы, воздействующие на компоненты ККСУП, в небольшом проценте случаев при реальных лобовых столкновениях могут превышать силы, воздействующие при испытании при лобовом столкновении в номинально худшем случае по настоящему стандарту из-за ряда факторов, включая более высокую жесткость столкновения, угловые лобовые столкновения, большую массу кресла-коляски и большую массу пользователя, в настоящее время нет никаких доказательств нарушения каких-либо систем ККСУП или их компонентов при реальном лобовом столкновении. Таким образом, пока работоспособность ККСУП в случаях реального лобового столкновения требует тщательного и непрерывного отслеживания, на это время нет никаких оснований для увеличения массы имитатора кресла-коляски, а для испытания при лобовом столкновении или жесткости столкновения, используемых для испытания при лобовом столкновении ККСУП, предназначенных для общего использования по настоящему стандарту. Однако, в дополнение к испытанию при условиях, установленных в настоящем стандарте, изготовители ККСУП могут также испытывать свое оборудование, при более жестких условиях испытания, чем требуется по настоящему стандарту.
Настоящий стандарт требует, чтобы каждая ККСУП включала устройство удержания пользователя ременного типа, так как этот метод защиты пользователя, как было показано, является самым эффективным при лобовых столкновениях, опрокидывании автомобиля, и в большом проценте случаев боковых столкновений и может быть осуществлен непосредственно относительно сидящего пассажира транспортного средства, развернутого лицом вперед. Так как использование только системы удержания набедренным ремнем не обеспечивает такой же уровень безопасности и защиты при столкновении, как совместное использование системы удержания набедренным ремнем и системы удержания верхней части туловища, настоящий стандарт требует, и только для определения методов испытания, чтобы ККСУП включала, как систему удержания набедренным ремнем, так и систему удержания верхней части туловища.
В связи с этим, в то время как ИСО 7176-19 не требует испытания при лобовом столкновении кресел-колясок с прикрепленной к ним системой удержания набедренным ремнем, это позволяет для этого удержания условия, которые могут предложить выгоды пользователям кресла-коляски с точки зрения улучшения подгонки системы удержания ремнем к нижней части таза и уменьшения вмешательства в их персональное пространство для регулирования водителей или сопровождающих. В этой ситуации часть крепления ККСУП будет подвергнута более жестким условиям нагружения, чем с прикрепленными к транспортному средству набедренными ремнями, так как часть нагрузки удержания пользователя будет передаваться через кресло-коляску системе крепления/фиксации кресла-коляски. Таким образом, изготовители ККСУП могут также при желании проводить испытания при лобовом столкновении своих систем крепления/фиксации с набедренным ремнем удержания, прикрепленным к имитатору кресла-коляски.
Для доступных транспортных средств, предназначенных для использования как сидящими, так и стоящими пассажирами [(ДТС-СС)] (ATV-SS), для которых случаи лобового столкновения любой значимости являются редкими событиями, обычно достаточно предоставить оборудование и/или системы, которые обеспечивают эффективное удержание кресла-коляски и удержание пассажира в кресле-коляске в их системе сиденья в кресле-коляске. Такие системы могут быть оценены посредством использования моделируемых ускорений и замедлений транспортного средства без лобового столкновения, которые имеют значения менее 1g, которые возникают при аварийном маневрировании транспортного средства. Поэтому использование пространства для пассажиров кресел-колясок, развернутых лицом назад [НЛ] (RF-WPS), может обеспечить достаточно безопасный подход к транспортированию пассажиров, сидящих в кресле-коляске, способом, который является более приемлемым для оперативных потребностей системы транспортирования. По характеристикам RF-WPS в этом случае нужно обращаться к ИСО 10865-1.
Во время разработки настоящего стандарта система четырехточечного крепления ременного типа была самым эффективным и универсальным методом крепления широкого диапазона кресел-колясок, используемых пассажирами, путешествующими в общественных, школьных и частных транспортных средствах. По этой причине ИСО 7176-19 требует, чтобы кресла-коляски, предназначенные для использования аналогично сиденью в автомашинах, предусматривали крепления, использующие систему четырехточечного крепления ременного типа, обеспечивая, по крайней мере, четыре точки, предназначенные для крепления, с двумя точками впереди и с двумя точками сзади. Однако, кресла-коляски могут также крепиться в автомашинах, используя устройства крепления стыковочного типа, таким образом, что кресло-коляска автоматически закрепляется, когда пользователь кресла-коляски перемещает его/ее кресло-коляску в пространство, предназначенное для кресла-коляски. В настоящее время использование систем крепления этих типов, прежде всего, ограничено частными транспортными средствами, где компоненты стыковочного крепления, добавленные к креслу-коляске, подходят к устройству крепления в транспортном средстве. Приложение F предоставляет спецификации для универсальной геометрии стыковочного интерфейса (UDIG), который, когда вмонтирован в компоненты крепления кресла-коляски или изготовителем кресла-коляски, или монтажником после продажи кресла-коляски, позволяет пользователям кресла-коляски увеличивать независимость и уменьшать время, требуемое пассажирам кресла-коляски для загрузки и разгрузки в общественных средах транспортного средства.
Настоящий стандарт устанавливает дополнительные требования для ККСУП, которые предназначены для использования с определенными типами и моделями кресел-колясок. Устройства удержания пользователей ременного типа могут быть присоединены к креслу-коляске таким образом, что нагрузка от устройства удержания пользователя будет передаваться через кресло-коляску. В этом случае характеристики как ККСУП, так и кресла-коляски оценивают как общую систему.
Настоящий стандарт устанавливает требования к конструкции, технические требования и соответствующие методы испытаний устройств крепления кресла-коляски и систем удержания пользователя (ККСУП), а также требования к наносимым надписям и маркировке, инструкциям изготовителя, предупреждениям для монтажников и потребителей. Настоящий стандарт применим ко всем ККСУП, которые используют системы удержания пользователей ременного типа, предназначенные для кресел-колясок с пользователем и используемые как сиденья, развернутые лицом вперед, пассажирами и водителями транспортных средств с моторами.
Настоящий стандарт применим к ККСУП, предназначенным для использования с креслами-колясками всех типов с ручным приводом или электроприводом, включая трех- и четырехколесные скутеры, используемыми детьми и взрослыми массой тела, равной или более 22 кг. Стандарт применим также к ККСУП, разработанным для ограниченного использования с особыми типами и моделями кресел-колясок.
Настоящий стандарт применим, главным образом, к ККСУП в целом, но часть требований может быть также применена к отдельным компонентам и сборочным узлам, реализуемым отдельно, и запасным частям.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ИСО 3795 Транспорт дорожный, тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Определение характеристик горения материалов обивки салона (ISO 3795, Road vehicles, and tractors and machinery for agriculture and forestry - Determination of burning behaviour of interior materials)
ИСО 6487 Транспорт дорожный. Методы измерения при испытаниях на удар. Контрольно-измерительные приборы (ISO 6487, Road vehicles - Measurement techniques in impact tests - Instrumentation)
ИСО 7176-19:2008 Кресла-коляски. Часть19. Колесные передвижные устройства, используемые в качестве сиденья в автомобилях (ISO 7176-19:2008, Wheelchairs - Part 19: Wheeled mobility devices for use as seat in motor vehicles)
Правила ЕЭК R 16:2009 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ремней безопасности, удерживающих систем, детских удерживающих систем и детских удерживающих систем ISOFIX, предназначенных для пассажиров механических транспортных средств, пересмотр 6, 19 мая 2009 (ЕСЕ R 16:2009, Uniform provisions concerning the approval of safety belts, restraint systems, child restraint systems and isofix child restraint systems for occupants of power-driven vehicles, Revision 6, 19 May 2009)
FMVSS 209 Комплекты ремней безопасности. Федеральные стандарты по безопасности транспортных средств, раздел 49 Свода федеральных правил, часть 571.209, 1 октября 2004 (FMVSS 209, Seat belt assemblies, Federal Motor Vehicle Safety Standards, 49 CFR part 571.209, 1 October, 2004)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 взрослый (adult): Лицо, имеющее массу, равную или более 43 кг.
3.2 подушка безопасности (airbag): Устройство, установленное в качестве дополнения к системе удержания пользователя в транспортных средствах с электроприводом, то есть, система, которая в случае сильного удара, воздействующего на транспортное средство, автоматически надувает гибкую конструкцию, предназначенную для ограничения путем сжатия газа, содержащегося внутри нее, тяжести контактов одной или более частей тела пользователя транспортного средства с его внутренними элементами.
3.3 точка фиксации (anchor point): Место на внутренней части транспортного средства, на полу, стене, кресле-коляске или креплении кресла-коляски, к которому крепится фиксатор.
3.4 фиксатор (anchorage): Комплект компонентов и комплектующих деталей посредством которых нагрузка непосредственно передается от устройства крепления кресла-коляски к транспортному средству, или от устройства удержания пользователя к транспортному средству, или креслу-коляске, или креплению кресла-коляски или внутренним частям транспортного средства.
3.5 антропоморфическое испытательное устройство; АИУ (anthropo-morphic test device; ATD): Шарнирно-сочлененный физический аналог, используемый для имитации пользователя кресла-коляски при проведении испытаний.
3.6 натяжитель ремня безопасности с автоматической фиксацией (automatic-locking retractor): Устройство для размещения ремня или лямки, которое обеспечивает вытягивание ремня или лямки до желаемой длины и которое, когда система удержания пользователя или устройство крепления кресла коляски закреплено, автоматически регулирует длину ремня для пользователя или длину лямки для кресла-коляски.
Примечание - Без преднамеренного вмешательства пользователя дальнейшее вытягивание ремня или лямки невозможно.
3.7 задний фиксатор (back restraint): Устройство или система, предназначенная для ограничения смещения пользователя назад при столкновении за счет поддержания задней части туловища.
3.8 ремень (belt): Отрезок тканого материала, используемый как часть устройства удержания пользователя или поддержания его позы.
3.9 ребенок (child): Лицо, имеющее массу, равную или более 22 кг и менее 43 кг.
3.10 крепление зажимного типа (clamp-type tiedown): Метод крепления кресла-коляски или соединения, в котором использованы только механические соединения и/или зажимы, требующие ручного позиционирования и затяжки соединительных муфт на кресле-коляске.
3.11 устройство стыковочного крепления (docking tiedown device); устройство стыковочного соединения (docking securement device): Комплект приспособлений и деталей, предназначенный изготовителем для установки в транспортных средствах с мотором для обеспечения закрепления кресла-коляски путем зацепления и блокировки в точках соединения, расположенных на раме кресла-коляски или адаптерах соединения кресла-коляски, прикрепленных к раме кресла-коляски.
Примечание - Присоединение кресла-коляски обычно происходит автоматически во время зацепления кресла-коляски с устройством транспортного средства, но расцепление кресла-коляски обычно требует манипулирования механическим рычагом или электрическим переключателем.