Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011

Группа Р23

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности

УСТРОЙСТВА КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК И СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Часть 1

Требования и методы испытания для всех систем

Technical systems and aids for disabled or handicapped persons. Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems. Part 1. Requirements and test methods for all systems



ОКС 11.180.10

ОКП 94 5150

Дата введения 2013-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" (РООИ "Центр гуманитарных программ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 сентября 2011 г. N 312-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10542-1:2001* "Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем" (ISO 10542-1:2001 "Technical systems and aids for disabled or handicapped persons - Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems - Part 1: Requirements and test methods for all systems").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Предисловие к ИСО 10542-1:2001


ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация - член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Их опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75% организаций - членов, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

Международный стандарт ИСО 10542-1 подготовлен Техническим комитетом ИСО/TК 173 "Технические устройства и приспособления для лиц с ограничениями жизнедеятельности", подкомитет ПК 1 "Кресла-коляски".

ИСО 10542 состоит из следующих частей* под общим наименованием "Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей":

_______________

* В настоящее время ИСО 10542 включает в себя также следующие части:

- часть 3. Системы крепления стыковочного типа;

- часть 4. Системы крепления зажимного типа;

- часть 5. Системы для специальных кресел-колясок.


- часть 1. Требования и методы испытаний для всех систем;

- часть 2. Системы четырехточечного крепления ременного типа.

Приложения A, B, C, D и E настоящего стандарта являются обязательными. Приложения F и G приведены только для информации.

Введение


Обеспечение эффективной защиты пользователя, сидящего в кресле-коляске, расположенном в автомобиле, обычно требует установки оборудования для крепления кресла-коляски и удержания пользователя кресла-коляски. ИСО 10542 применим к такому приспособленному к автомобилю оборудованию, которое называют крепление кресла-коляски и системы удержания пользователя (ККСУП). Требования и методы испытаний настоящего стандарта применимы ко всем ККСУП, которые используют системы удержания пользователей ременного типа. Дополнительные части ИСО 10542 относятся к специальным типам ККСУП или к особым случаям применения и должны дополнять и/или изменять требования настоящего стандарта. Если существует дополнительная часть ИСО 10542 для ККСУП особого типа, то она не должна использоваться для такой ККСУП в отрыве от настоящего стандарта.

В настоящем стандарте сделан особый акцент на требования к конструкции, процедуры испытаний и требования по отношению к характеристикам ККСУП при лобовом столкновении. Характеристики ККСУП, используемой с креслом-коляской, развернутым лицом назад, испытывающим лобовое столкновение, характеристики ККСУП при ударе в заднюю, боковую часть или ударе, приведшем к перевороту, а также характеристики ККСУП, используемой с креслом-коляской с сидящим в нем ребенком, могут быть предметом будущих версий настоящего стандарта и его дополнительных частей. Требования к транспортированию кресел-колясок с возможностью размещения в них сидящего пользователя во время движения установлены в ИСО 7176-19.

Использование только набедренного ремня в качестве системы удержания пользователя вряд ли обеспечит достаточную безопасность для пользователя кресла-коляски в случае лобового столкновения. Поэтому настоящий стандарт включает только настройки и процедуры испытаний для систем удержания пользователя, которые используют совместно набедренный и плечевой ремни безопасности.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний, требования к конструкции и технические требования, требования к инструкциям и предупреждениям для монтажников и пользователей, а также к наносимым надписям и маркировке креплений кресел-колясок и систем удержания пользователей (ККСУП). Настоящий стандарт применим ко всем ККСУП, которые используют системы удержания пользователей ременного типа, предназначенные для кресел-колясок, используемых взрослыми пользователями как пассажирами и водителями в качестве сидений, расположенных по направлению движения транспортных средств.

Настоящий стандарт применим, главным образом, к ККСУП в целом, в то время как другие части ИСО 10542 могут быть применены также к отдельным компонентам и сборочным узлам, реализуемым отдельно, и к запасным частям.

Настоящий стандарт применим к ККСУП, предназначенным для использования с креслами-колясками всех типов с ручным приводом и электроприводом, включая трех- и четырехколесные скутеры, для взрослых пользователей.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

ИСО 3795 Транспорт дорожный, тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Определение характеристик горения материалов обивки салона (ISO 3795, Road vehicles, and tractors and machinery for agriculture and forestry - Determination of burning behaviour of interior materials)

ИСО 6487 Транспорт дорожный. Методы измерения при ударных испытаниях. Контрольно-измерительные приборы (ISO 6487, Road vehicles - Measurement techniques in impact tests - Instrumentation)

Правила ЕЭК ООН N 16 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ремней безопасности и удерживающих систем для взрослых пользователей механических транспортных средств, пересмотр 3, поправка 3, 27 февраля 1996 г. (UN/ECE R 16, Uniform provisions concerning the approval of safety belts and restraint systems for adult occupants of power-driven vehicles, Revision 3, Amendment 3, 27 February 1996)*

_______________

* В настоящее время действуют Правила ЕЭК ООН N 16 Единообразные предписания, касающиеся: I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности, включая поправки серии 04 (EEC UN N 16 Uniform provisions concerning the type approval of: I. Safety-belts and restraint systems for occupants of power-driven vehicles; II. Vehicles equipped with safety-belts).

Для однозначного соблюдения требований настоящего стандарта, выраженных в датированных ссылках, рекомендуется использовать только данный ссылочный стандарт.


FMVSS 209 Стандарт N 209 Комплекты ремней безопасности. Федеральные стандарты по безопасности транспортных средств, раздел 49 Свода федеральных правил, часть 571.209, 1 октября 1992 г. (FMVSS 209, Standard N 209; Seat belt assemblies. Federal Motor Vehicle Safety Standards, 49 CFR part 571.209, 1 October, 1992)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 взрослый (adult): Лицо, имеющее массу более 36 кг.

3.2 подушка безопасности (airbag, inflatable restraint system, supplementary restraint system): Дополнительная система удержания пользователя, состоящая из датчика или датчиков, устройств диагностики, насоса(ов) для накачивания и устройства (устройств), которые надувают подушку при определенных видах столкновения транспортного средства для обеспечения защиты пользователя(ей) от столкновения с внутренними частями транспортного средства.

3.3 точка фиксации (anchor point): Точка (область) на внутренней части транспортного средства, на полу или стене, кресле-коляске или креплении кресла-коляски, к которым прикреплен фиксатор.

3.4 фиксатор (anchorage): Набор устройств и приспособлений, посредством которых нагрузка непосредственно передается от крепления кресла-коляски к транспортному средству или от устройства удержания пользователя к транспортному средству, креслу-коляске, креплению кресла-коляски или внутренним частям транспортного средства.

3.5 антропоморфическое испытательное устройство; АИУ (anthropomorphic test device; ATD): Шарнирно-сочлененный физический аналог тела мужчины средних размеров, используемый для представления пользователя кресла-коляски при испытании.

3.6 натяжитель ремня безопасности с автоматической фиксацией (automatic-locking retractor): Натяжитель ремня безопасности с возможностью регулирования принудительного самоблокирующегося механизма, способного выдержать силы ремня безопасности пользователя.

3.7 задний фиксатор (back restraint): Устройство или система, предназначенные для ограничения смещения пользователя назад при столкновении за счет поддержания задней части туловища.

3.8 ремень (belt): Отрезок тканого материала, используемый как часть устройства удержания пользователя или поддержания его позы.

3.9 натяжитель ремня безопасности с аварийной фиксацией (emergency-locking retractor): Натяжитель ремня безопасности в сочетании с механизмом фиксации, который приводится в действие при ускорении, замедлении или при определенной скорости перемещения тесьмы ремня безопасности относительно автомобиля и который способен противостоять в заблокированном состоянии силам ремня безопасности пользователя.

3.10 концевое соединение (end fitting): Фиксатор или оборудование крепления, с помощью которых крепятся ремень крепления кресла-коляски или системы удержания пользователя, подсоединенные непосредственно к точке фиксации или точке крепления кресла-коляски.

3.11 возвратно-поступательное движение (excursion): Горизонтальное перемещение АИУ или кресла-коляски во время испытаний относительно их первоначального положения на ударных салазках.

3.12 зажим (fastener): Устройство, используемое для физического крепления к месту отдельных компонентов и частей оборудования.

Примечание - Это определение включает в себя болты, гайки, винты и заклепки, но не ограничивается ими.

3.13 развернутый лицом вперед (forward-facing): Ориентация, при которой пользователь, сидящий в кресле-коляске, развернут лицом к передней части транспортного средства и базовая плоскость кресла-коляски находится в пределах 10° от продольной оси транспортного средства.

3.14 четырехточечное крепление (four-point tiedown): Система крепления кресла-коляски, которая крепится к раме кресла-коляски в четырех отдельных точках крепления и также крепится к транспортному средству в четырех отдельных точках фиксации.

3.15 четырехточечное крепление ременного типа (four-point strap-type tiedown): Четырехточечное крепление, в котором использован комплект из четырех ремней для закрепления кресла-коляски в транспортном средстве.

3.16 комплект ремней безопасности (harness): Набор ремней системы удержания пользователя, состоящий, по крайней мере, из одного ремня, предназначенного для удержания таза и двух ремней, удерживающих верхнюю часть туловища за счет приложения силы к обоим плечам.

3.17 подголовник (head restraint): Устройство, предназначенное для ограничения перемещения головы пользователя назад.

3.18 устройство моделирования столкновения (impact simulator): Устройство для ускорения, торможения или сочетания торможения и ускорения части транспортного средства или узла моделируемого транспортного средства, включающее в себя приборы для измерения параметров, требуемых настоящим стандартом.

3.19 ударные салазки (impact sled): Часть устройства моделирования столкновения, на котором могут быть смонтированы элементы, используемые при испытаниях на столкновение.

3.20 удержание пользователя (occupant restraint): Система или устройство, предназначенные для удержания пользователя транспортного средства при столкновении, чтобы предотвратить его выброс и предотвратить или минимизировать взаимодействие с внутренними компонентами транспортного средства и другими пассажирами.

3.21 набедренный ремень безопасности (pelvic restraint; pelvic belt; lap belt; lap restraint; lower torso restraint): Ремень безопасности в составе системы, служащий для ограничения перемещения бедер.

3.22 точка (point ): Базовая точка, расположенная в центре поперечного сечения цилиндра диаметром 100 мм и длиной 200 мм с продольной осью, перпендикулярной к базовой плоскости кресла-коляски, и расположенного так, что поверхность цилиндра контактирует со спинкой сиденья и верхней поверхностью сиденья. См. рисунок 1.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs