Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 7176-4-2015

     
Группа Р23

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 4

Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии

Wheelchairs. Part 4: Energy consumption of electric wheelchairs and scooters for determination of theoretical distance range



ОКС 11.180.10

ОКП 94 5150

Дата введения 2017-01-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" (РОИ "Центр гуманитарных программ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 2171-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-4:2008* "Кресла-коляски. Часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии" (ISO 7176-4:2008 "Wheelchairs - Part 4: Energy consumption of electric wheelchairs and scooters for determination of theoretical distance range", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-4-2005


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Предисловие к ИСО 7176-4: 2008


ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов - членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно осуществляют Технические комитеты ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническим комитетом, направляются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75% проголосовавших членов комитета.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

Международный стандарт ИСО 7176-4 подготовлен техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Средства помощи для лиц с ограничениями жизнедеятельности", подкомитет ПК 1 "Кресла-коляски".

Настоящее третье издание аннулирует и заменяет второе издание (ИСО 7176-4:1997), которое было технически пересмотрено.

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим заголовком "Кресла-коляски":

- часть 1. Определение статической устойчивости;

- часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;

- часть 3. Определение эффективности действия тормозов;

- часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров в зависимости от расхода энергии;

- часть 5. Определение размеров, массы и площади маневрирования;

- часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом;

- часть 7. Измерение размеров сиденья и колес;

- часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;

- часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;

- часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия при подъеме;

- часть 11. Испытательные манекены;

- часть 13. Определение коэффициента трения испытательных поверхностей;

- часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;

- часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;

- часть 16. Стойкость к возгоранию устройств, поддерживающих положение тела;

- часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в автомобилях в качестве сидения в автомобилях;

- часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;

- часть 22. Правила установки;

- часть 23. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых сопровождающим лицом;

________________

В настоящее время стандарт заменен на стандарт ИСО 7176-28:2012.


- часть 24. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых пользователем;

- часть 26. Словарь.

________________

В настоящее время стандарт заменен на стандарт ИСО 7176-28:2012.

Введение


Дальность пробега (запас хода) кресла-коляски с электроприводом зависит от расхода энергии и состояния батареи. Расход энергии зависит от ряда факторов, таких как окружающая температура, общий вес и распределение веса пользователя, топография, характеристики поверхности и шин. Состояние батареи зависит от таких факторов, как температура, срок использования, хронология зарядки и хронология разрядки. Следовательно, результаты, полученные при испытаниях, определенных в настоящем стандарте, не могут быть использованы для получения точной оценки пробега для индивидуального кресла-коляски и пользователя. Однако, они могут быть использованы в качестве базы для сравнения различных кресел-колясок при схожих условиях испытания.

Дальность пробега (запас хода) также сильно зависит от пути, по которому кресло-коляска приводится в движение, и единственное значение для теоретического определения дальности пробега (запаса хода) может быть недостаточным, чтобы обеспечить понимание эффективности кресла-коляски. В настоящем стандарте даны два метода теоретического определения дальности пробега (запаса хода): для управления (приведения в движение) и для маневрирования. Эти значения предназначены для облегчения сравнения кресел-колясок способом, аналогичным цифрам расхода топлива при загородном и городском вождении, опубликованным для автомашин.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы определения теоретической дальности пробега (запаса хода) кресел-колясок с электроприводом, включая скутеры, используя измерение расхода энергии при вождении и номинальную емкость комплекта батарей кресла-коляски. Настоящий стандарт применим к креслам-коляскам с электроприводом с максимальной номинальной скоростью не более 15 км/ч, предназначенным для обеспечения перемещения внутри и/или снаружи помещения одного человека с ограниченными возможностями, чья масса находится в диапазоне, установленном ИСО 7176-11. Настоящий стандарт также включает требования к отчету об испытаниях и раскрытию информации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).

________________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены (ISO 7176-11, Wheelchairs - Part 11: Test dummies)

ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к информационному описанию, документации и маркировки (ISO 7176-15, Wheelchairs - Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labeling)

ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Процедуры установки (ISO 7176-22, Wheelchairs - Part 22: Set-up procedures)

ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь (ISO 7176-26, Wheelchairs - Part 26: Vocabulary)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1 кресло-коляска (wheelchair): Кресло-коляска с электроприводом.

Примечание - Скутер является креслом-коляской с электроприводом.

     4 Принцип


Расход энергии измеряют для двух типов вождения: непрерывного перемещения и маневрирования. Для непрерывного перемещения кресло-коляску приводят в движение вдоль испытательной трассы десять раз по часовой стрелке и десять раз против часовой стрелки и измеряют расход энергии. Для маневрирования кресло-коляску приводят в движение в круге между двумя маркерами, находящимися на расстоянии 5 м друг от друга, с остановкой и разворотом снаружи маркеров, десять раз в каждом направлении и в это время замеряя расход энергии. Теоретические значения дальности пробега вычисляют исходя из расхода энергии, номинального расстояния перемещения и емкости батареи.

При маневрировании измеряют общий расход энергии, расходуемый креслом-коляской, включая как расход энергии, когда оно находится между маркерами, так и расход энергии, когда кресло-коляска находится снаружи их. Однако, расстояние, используемое для расчета теоретической дальности пробега при маневрировании, представляет собой номинальное расстояние, проходимое между маркерами; расстояние, проходимое снаружи их, не учитывают. Это означает, что более маневренные кресла-коляски будут стремиться иметь большие значения теоретического диапазона расстояний при маневрировании, чем аналогичные, но менее маневренные кресла-коляски.

     5 Оборудование для испытания

5.1 Испытательная трасса, как показано на рисунке 1, нанесена на плоскую, твердую горизонтальную поверхность в зоне, находящейся в защищенном от сквозняков месте при температуре окружающего воздуха от 18°С до 25°С.

Длина осевой линии испытательной трассы должна быть от 50 до 100 м. Каждая длинная сторона L должна быть достаточной длины, чтобы кресло-коляска могло бы достичь максимальной скорости. Каждая короткая сторона W должна быть достаточной длины, чтобы кресло-коляска могло бы выполнить поворот без остановки.

Примечание 1 - Использование более короткой испытательной трассы в пределах установленного диапазона приведет к более короткой теоретической дальности пробега.

Примечание 2 - Приемлем пол обычного большого строения, используемого для производственной деятельности или досуга в помещении, например, с бетонным, асфальтовым или деревянным полом. Любые незначительные отклонения от плоскостности или горизонтальности улаживают путем реверсирования направления движения при испытании после первых десяти кругов, и начинают и заканчивают испытание в том же месте на трассе.


Испытательная трасса должна содержать два маркера вдоль одной стороны, нанесенные перпендикулярно центральной линии на расстоянии (5,00±0,01), м, друг от друга. Она также должна содержать круговой центральный маркер диаметром (0,13±0,03), м, центр которого должен быть размещен в пределах 0,03 м от точки на половине пути между двумя маркерами на центральной линии испытательной трассы (см. рисунки 1 и 2).

Предпочтительная ширина испытательной трассы равна (2,0±0,1) м. Никакая часть трассы не должна быть шире 2,1 м. Трасса не должна быть уже 1,9 м в местах, где она могла бы оказывать влияние на проведение испытания (например, в области, содержащей маркеры), или быть уже 1,2 м в любой точке.

5.2 Аппаратура измерения расхода энергии, способная измерять электроэнергию, в т.ч., поставляемую терминалами от комплекта батарей кресла-коляски, с точностью ±2%, и которая сама потребляет не более 0,5 % от поставляемой электроэнергии. Положительное значение измерения должно представлять энергию, поставляемую комплектом батарей креслу-коляске, в то время как отрицательное значение измерения должно представлять энергию, возвращаемую креслом-коляской комплекту батарей. Там где аппаратура требует дискретный отбор значений, период отбора не должен быть больше периода, необходимого для обеспечения требуемой точности.

Пример - 100 мс.

Для простоты анализа рекомендуется, чтобы аппаратура определяла среднее значение расхода энергии кресла-коляски все время. В приложении А приведены рекомендации по аппаратуре измерения расхода энергии.

5.3 Устройство измерения расстояния, способное измерять длину центральной линии испытательной трассы с точностью ±100 мм.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs