Статус документа
Статус документа

     
 ГОСТ Р ИСО 7176-4-2005

Группа Р23

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 4

Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров
путем измерения расхода энергии

Wheelchairs. Part 4. Energy consumption of electric wheelchairs and scooters
for determination of theoretical distance range



ОКС 11.180

Дата введения 2006-01-01

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации" (ФГУП "ВНИИстандарт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 августа 2005 г. N 205-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-4:1997 "Кресла-коляски - Часть 4: Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии" (ISO 7176-4:1997 "Wheelchairs - Part 4: Energy consumption of electric wheelchairs and scooters for determination of theoretical distance range").

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых представлены в дополнительном приложении А

5 Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. N 36

6 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50924-96 (ИСО 7176-4-88)


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Введение


Международная организация по стандартизации [ИСО (ISO)] является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый член организации, заинтересованный темой, для работы над которой был создан соответствующий технический комитет, имеет право участвовать в работе этого комитета. В работе принимают участие международные правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией [МЭК (IЕС)] по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Руководства ИСО/МЭК. Часть 3.

Проекты международных стандартов, одобренные техническим комитетом, направляют на согласование членам этого комитета. Для публикации международных стандартов требуется оформление одобрения не менее 75% проголосовавших членов комитета.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте элементов, имеющих патентные права. ИСО не несет ответственности за патентную чистоту.

Международный стандарт ИСО 7176-4 подготовлен техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Технические системы и средства помощи для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности", подкомитетом ПК 1 "Кресла-коляски".

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим заголовком "Кресла-коляски":

- Часть 1: Определение статической устойчивости.

- Часть 2: Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом.

- Часть 3: Определение эффективности действия тормозной системы.

- Часть 4: Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии.

- Часть 5: Определение габаритных размеров, массы и радиуса поворота.

- Часть 6: Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом.

- Часть 7: Определение размеров сиденья и колеса кресла-коляски.

- Часть 8. Определение статической, ударной и усталостной прочности.

- Часть 9: Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом.

- Часть 10: Определение возможности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия.

- Часть 11: Испытательные манекены.

- Часть 13: Определение коэффициента трения испытательных поверхностей.

- Часть 14: Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытаний.

- Часть 15: Требования к информационному описанию, документированию и маркировке.

- Часть 16: Сопротивление возгоранию частей с мягкой обивкой. Требования и методы испытаний.

Кроме того, следующие части также включены в рабочую программу ИСО/ТК 173:

- Часть 17: Средства управления серийным интерфейсом кресла-коляски с электроприводом.

- Часть 18: Приспособления для преодоления лестниц.

- Часть 19: Колесные передвижные средства, используемые в автомобилях в качестве сиденья.

- Часть 20: Определение эксплуатационных характеристик кресел-колясок стоячего типа.

- Часть 21: Электромагнитная совместимость кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний.

- Часть 22: Правила установки.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает метод определения расхода энергии, выраженного как теоретическая дальность пробега без подзарядки (запас хода), кресел-колясок с электроприводом и скутеров (далее - кресла-коляски), предназначенных для пользователей массой не более 100 кг.

Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски и скутеры, развивающие скорость не более 15 км/ч и предназначенные для перевозки одного человека.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты (при этом стороны, заключающие соглашения на основе настоящего стандарта, должны применять самые последние издания нижеприведенных стандартов):

ИСО 6440:1985 Кресла-коляски - Номенклатура. Термины и определения

ИСО 7176-6:1988 Кресла-коляски - Часть 6: Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом

ИСО 7176-7:1996 Кресла-коляски - Часть 7: Определение размеров сиденья и колеса кресла-коляски

ИСО 7176-15:1996 Кресла-коляски - Часть 15: Требования к информационному описанию, документированию и маркировке

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО 6440, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 максимальная масса пользователя (maximum user mass): Максимальная масса пользователя, установленная изготовителем кресла-коляски.

3.2 листы спецификаций (specification sheets): Документ, содержащий предпродажную информацию изготовителя и прилагаемый к креслу-коляске.

3.3 кресло-коляска (wheelchair): Кресло-коляска с электроприводом или скутер.

     4 Принцип


Измеряют количество электричества в ампер-часах, затраченное на прохождение креслом-коляской испытательной трассы 10 раз по часовой стрелке и 10 раз против часовой стрелки с максимальной скоростью.

     5 Оборудование для испытания и средства измерений

5.1 Испытательная плоскость, представляющая собой плоскую твердую горизонтальную поверхность, находящуюся в защищенном от сквозняков помещении при температуре окружающего воздуха от 18 °С до 25 °С, на которой размечена испытательная трасса прямоугольной формы.

Ширина испытательной трассы - 2 м, длина по осевой линии - от 50 до 100 м. Длина каждой более длинной стороны прямоугольника должна быть достаточной для достижения креслом-коляской максимальной скорости (рисунок 1).

Примечание - Для проведения испытания приемлем пол обычного большого производственного или общественного здания, например бетонный, асфальтовый или деревянный. Любые незначительные неровности или нарушения горизонтальности поверхности нивелируют путем изменения направления движения после первых 10 кругов; старт и финиш устанавливают в одном и том же месте на испытательной трассе.


Рисунок 1 - Испытательная трасса


Примечание - С - осевая линия испытательной трассы, ее длина может изменяться от 50 до 100 м;

пунктирная линия (. . . . . . . .) - траектория движения кресла-коляски (проекция его осевой линии).

5.2 Средство измерений расхода энергии, которое должно обеспечивать измерение количества электричества в ампер-часах, потребляемого креслом-коляской, с погрешностью не более ±5%; при этом данное средство измерений не должно потреблять более 0,5% количества электричества, израсходованного креслом-коляской.

5.3 Средство измерений длины испытательной трассы по ее осевой линии с точностью не менее ±100 мм.

Примечание - Мерная лента - средство, подходящее для таких измерений.

5.4 Фотокамера и пленка.

     6 Подготовка кресла-коляски к испытанию

6.1 Кресло-коляску оснащают подлокотниками и/или подножками, поставляемыми изготовителем кресла-коляски.

6.2 Если кресло-коляска оснащено пневматическими шинами, устанавливают давление воздуха в них в соответствии с указанным в инструкции изготовителя.

Если указан диапазон давления, выбирают максимальное значение.

6.3 Устанавливают регулируемые элементы кресла-коляски в соответствии с инструкцией изготовителя в положение для езды.

6.4 Все регулируемые элементы, относительно которых отсутствует инструкция изготовителя, устанавливают так, чтобы было выполнено как можно больше из нижеперечисленных регулировок, причем приоритет отдают в соответствии с порядком их следования.

Примечание - Случается, что регулировка положения одного элемента кресла-коляски может изменить положение другого элемента, например изменение положения колес может изменить угол наклона сиденья. В связи с этим для некоторых элементов может потребоваться проведение повторных регулировок, чтобы компенсировать влияние регулировок других элементов. Кроме того, иногда после выполнения одной регулировки становится невозможно выполнить другую.

a) Устанавливают поворотную ось вилки самоориентирующегося колеса в вертикальное положение с точностью от 0° до минус 1°.

Примечание - Отрицательным углом установки поворотной оси вилки самоориентирующегося колеса (далее - вилка) является такое положение этой оси, при котором ее верхняя часть вынесена назад по сравнению с нижней частью.

b) Если положение системы опоры тела относительно рамы кресла-коляски можно регулировать по горизонтали и/или высоте, устанавливают ее в среднее положение либо, если установка в среднее положение не предусмотрена, выбирают положение, ближайшее к среднему в сторону смещения назад и/или уменьшения высоты.

c) Устанавливают регулируемое сиденье так, чтобы угол наклона сиденья был равным плюс 8° согласно измерениям по ИСО 7176-7.

d) Устанавливают регулируемую спинку так, чтобы угол наклона был равным плюс 10° согласно измерениям по ИСО 7176-7.

e) Устанавливают регулируемые опоры подножки так, чтобы угол наклона подножки был как можно ближе к углу, равному 90° согласно измерениям по ИСО 7176-7.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs