Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54504-2011

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность функциональная

ПОЛИТИКА, ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Functional safety. Policy and programme of safety provision. Safety proof of the railway objects



ОКС 01.110  

03.220.30

         45.020

Дата введения 2012-08-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "ИБТранс" (ЗАО "ИБТранс")

2 ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 58 "Функциональная безопасность" и ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2011 г. N 571-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет назначение документов "Политика обеспечения безопасности", "Программа обеспечения безопасности" и "Доказательство безопасности", устанавливает основные требования к структуре и содержанию этих документов, а также порядок их разработки.

Настоящий стандарт распространяется на системы и устройства управления и (или) обеспечения безопасности перевозочного процесса и (или) других технологических процессов на железнодорожном транспорте (далее - объекты железнодорожного транспорта).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9001-2008* Системы менеджмента качества. Требования

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ ISO 9001-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ Р МЭК 61508-3-2007 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 3. Требования к программному обеспечению

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

анализ риска (risk analysis): Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.

Примечание - Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска.


[ГОСТ Р 51901.1-2002, пункт 2.6]

3.1.2

безопасность (safety): Отсутствие недопустимого риска.

[ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.1.8]

3.1.3

валидация (validation): Подтверждение соответствия требованиям путем испытаний и представления объективных свидетельств, выполнения конкретных требований к предусмотренному конкретному использованию.

[ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.8.2]

3.1.4

верификация (verification): Подтверждение выполнения требований путем исследования и сбора объективных свидетельств.

[ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.8.1]

3.1.5 доказательство безопасности; ДБ: Документированное подтверждение того, что объект выполняет все заданные требования к функциональной безопасности.

3.1.6 жизненный цикл объекта железнодорожного транспорта (жизненный цикл): Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований, создания, применения и утилизации объекта железнодорожного транспорта, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта железнодорожного транспорта и заканчивается после этапа утилизации объекта железнодорожного транспорта.

3.1.7 жизненный цикл безопасности объекта железнодорожного транспорта (жизненный цикл безопасности): Дополнительный перечень мероприятий, осуществляемых в сочетании с жизненным циклом объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью.

3.1.8 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируют все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственных лиц, принятые и утвержденные решения или же указывают ссылки на связанные с этим процессом документы.

Примечание - Журнал учета опасностей иногда называют протоколом угроз.

3.1.9 заказчик: Организация, по заявке и договору с которой осуществляют разработку, производство и (или) поставку объекта железнодорожного транспорта.

3.1.10 изготовитель: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство объекта железнодорожного транспорта для реализации заказчику (потребителю).

3.1.11 компонент: Составная часть, рассматриваемая на самом низком уровне анализа объекта железнодорожного транспорта.

3.1.12 недопустимый риск: Риск, который считают неприемлемым при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.

3.1.13 неисправность: Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.1.14 обеспечение безопасности: Совокупность координируемых действий, направленных на достижение, поддержание и подтверждение требуемого уровня функциональной безопасности объекта железнодорожного транспорта.

3.1.15 объект железнодорожного транспорта (объект ЖТ): Любая единица железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава, обеспечивающая выполнение требуемой функции в рамках управления и (или) обеспечения безопасности перевозочного процесса и (или) других технологических процессов на железнодорожном транспорте и которую можно рассматривать в отдельности.

Примечание - В качестве объектов железнодорожного транспорта могут быть рассмотрены система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент, которые состоят из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и в частных случаях могут также включать людей.

3.1.16

опасность (hazard): Потенциальный источник возникновения ущерба.

[ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.1.2]

3.1.17 показатель безопасности: Количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих безопасность объекта.

3.1.18 политика обеспечения безопасности (Политика): Официально утвержденный руководством организации документ, в котором отражены общие намерения и направления деятельности организации в части обеспечения безопасности объекта железнодорожного транспорта от потенциальных опасностей.

3.1.19 полнота безопасности: Степень уверенности в том, что объект железнодорожного транспорта будет выполнять заданные функции безопасности при данных условиях эксплуатации в заданный период времени.

Примечание - Различают полноту безопасности в отношении систематических отказов, которую чаще всего оценивают качественно, и полноту безопасности в отношении случайных отказов, характеризуемую количественными показателями безопасности (например, интенсивностью опасного отказа).

3.1.20 программа обеспечения безопасности; ПОБ: Документ, устанавливающий комплекс взаимоувязанных организационных и технических мероприятий, методов, средств, требований и норм, направленных на выполнение установленных в документации на объект железнодорожного транспорта требований функциональной безопасности.

3.1.21 разработчик: Организация, выполняющая комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских и изыскательских работ для создания или модернизации объекта железнодорожного транспорта.

3.1.22

риск: Сочетание вероятности события и его последствий.

Примечание - Термин "риск" обычно используется тогда, когда существует хотя бы возможность негативных последствий.


[ГОСТ Р 51901.1-2002, пункт 2.5]

3.1.23

систематический отказ: Отказ, однозначно вызванный определенной причиной, которая может быть устранена только модификацией проекта или производственного процесса, правил эксплуатации и документации.

Примечания

1 Систематический отказ может быть воспроизведен путем преднамеренного создания тех же самых условий, например, с целью определения причины отказа.

2 Систематический отказ является результатом систематической неисправности.


[ГОСТ Р 27.002-2009*, статья 57]

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 27.002-89. - Примечание изготовителя базы данных.      

3.1.24 спецификация: Формализованное представление требований, предъявляемых к объекту железнодорожного транспорта, которые должны быть удовлетворены при его разработке, а также описание задач, условий и эффекта действия без указания способа его достижения.

3.1.25 спецификация требований безопасности: Спецификация, содержащая все требования к функциональной безопасности, которые должны быть выполнены объектом железнодорожного транспорта, связанным с безопасностью.

Примечание - Спецификация требований безопасности включает:

- требования к функциям безопасности;

- требования к полноте безопасности.

3.1.26 управление функциональной безопасностью: Согласованная деятельность, являющаяся частью общего управления предприятием, направленная на обеспечение безопасности объекта железнодорожного транспорта.

3.1.27 управление рисками: Согласованная деятельность, направленная на управление и руководство предприятием в отношении рисков.

Примечание - Обычно управление рисками включает в себя оценку риска, обработку риска, мониторинг и пересмотр риска.

3.1.28 уровень полноты безопасности; УПБ: Обобщающий показатель безопасности, определяющий необходимую степень уверенности того, что объект будет выполнять заданные функции безопасности.

Примечания

1 УПБ включает:

- значение (диапазон значений) количественного целевого показателя безопасности;

- комплекс мероприятий, осуществляемых для достижения полноты безопасности в отношении систематических отказов.

2 Существует четыре УПБ - 1, 2, 3, 4. УПБ, равный 4, характеризует наибольшую полноту безопасности, уровень, равный 1, отвечает наименьшей полноте безопасности.

3.1.29 функциональная безопасность: Свойство объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью, выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях в течение заданного периода времени.

3.1.30 функция безопасности: Функция, реализуемая объектом железнодорожного транспорта или его составными частями, которая предназначена для достижения или поддержания безопасного состояния по отношению к конкретному опасному событию.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs