4.1 Принципы организации
Руководство организации должно обеспечить, чтобы используемые организацией принципы устойчивого развития (см. раздел 3) были документально оформлены в соответствующем заявлении и доведены до сведения заинтересованных сторон. Руководство также должно обеспечить, чтобы следование этим принципам привело к долговременному успеху организации.
Примечание - Руководство может определить, что разработка заявления о своих принципах для организации приемлема. В этом случае необходимо найти другие средства декларирования принципов работы организации.
При разработке заявления организация должна взаимодействовать с соответствующими внутренними и внешними заинтересованными сторонами, с тем чтобы понимать их проблемы. Заявление должно содержать перспективные цели, но в то же время должно быть реалистичным. Заявление следует пересматривать на подходящей основе при возникновении значимых изменений и проблем.
Руководство организации должно распространять заявление среди заинтересованных сторон и поддерживать виды деятельности организации, обеспечивающие ее известность.
Характеристики организации, обладающей результативным менеджментом устойчивого развития, могут включать:
- принципы устойчивого развития, которые проявляются в ее действиях на всех уровнях;
- традиции организации, в соответствии с которыми вопросы устойчивого развития в полной мере включены в деятельность организации;
- учет менеджмента устойчивого развития в процессах планирования и менеджмента (например, для оценки риска, планирования, управления деятельностью, в информационных системах, при обучении и развитии, отчетности) вместо организации отдельных процессов.
4.2 Идентификация задач и взаимодействие с заинтересованными сторонами
4.2.1 Общие положения
Организация должна идентифицировать задачи в области устойчивого развития. Главным механизмом их решения должно стать применение принципа вовлеченности в работу заинтересованных сторон.
Все организации так или иначе привлекают к работе заинтересованных лиц, например в форме диалога с участниками, потребителями и служащими, направленного на повышение эффективности работы, менеджмент риска, идентификацию и понимание новых возможностей.
Некоторые заинтересованные стороны могут сами инициировать взаимодействие с организацией, при этом их интересы также должны быть учтены.
Непрерывное и систематическое вовлечение в работу заинтересованных сторон присуще устойчивому развитию и означает, например, что:
- заинтересованные стороны имеют возможность выразить мнение о своих задачах, проблемах и отношении к организации;
- при принятии решений организация должна учитывать интересы заинтересованных сторон;
- необходимо обеспечить понимание всеми вовлеченными сторонами необходимости непрерывного обучения и развития.
Некоторые заинтересованные стороны могут иметь право (например, юридическое или моральное) на дополнительные консультации. Способы идентификации и вовлечения заинтересованных сторон зависят от размера и структуры организации и других ее особенностей.
Дополнительные инструкции по взаимодействию с заинтересованными сторонами приведены в разделе 5 ГОСТ Р ИСО 26000-2012, однако описание ключевых принципов приведено в настоящем стандарте.
4.2.2 Идентификация заинтересованных сторон
Организация должна определить и идентифицировать заинтересованные стороны и их представителей. При этом необходимо идентифицировать все заинтересованные стороны, понять их интересы и взаимоотношения с организацией. Для этого организация должна различать три типа взаимоотношений:
- между организацией и обществом;
- между организацией и ее заинтересованными сторонами;
- между заинтересованными сторонами и обществом.
Примеры наиболее общих взаимоотношений с заинтересованными сторонами приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Примеры заинтересованных сторон и типы, к которым они могут быть отнесены