7.1 Общие положения
Процесс менеджмента риска проекта должен быть:
- неотъемлемой частью менеджмента проекта;
- частью деятельности организаций, участвующих в выполнении проекта;
- согласованным и интегрированным с бизнес-процессами и процессами менеджмента проекта организаций - участников проекта.
Процесс менеджмента риска проекта включает деятельность, описанную в 7.2-7.7. Схема процесса менеджмента риска проекта приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Схема процесса менеджмента риска проекта в соответствии с ИСО 31000
7.2 Обмен информацией и консультации
Обмен информацией и консультации с внешними и внутренними заинтересованными сторонами следует осуществлять на всех стадиях процесса менеджмента риска проекта. Необходимо осуществлять эффективные внешний и внутренний обмен информацией и консультирование для обеспечения того, что ответственные за процесс менеджмента риска проекта и причастные стороны понимают цели процесса менеджмента риска процесса, на основе этой информации принимают решения и обосновывают необходимость конкретных действий.
Обмен информацией и консультации с заинтересованными сторонами важны, поскольку позволяют делать выводы о риске на основе восприятия риска причастными сторонами. Восприятие риска причастными сторонами может быть различным вследствие различий в ценностях, потребностях, предположениях, области применения и опасениях заинтересованных сторон. Поскольку точки зрения могут иметь существенное влияние на принимаемые решения, то восприятие заинтересованными сторонами необходимо идентифицировать, регистрировать и учитывать в процессе принятия решений.
Обмен информацией и консультации должны способствовать получению правдивой, адекватной, точной и понятной информации с учетом конфиденциальности и неприкосновенности личных данных.
Результаты обмена информацией с наиболее значимыми организациями, участвующими в выполнении проекта (рисунок 1) могут быть отражены в различных документах, в том числе в контрактах, соглашениях о взаимопонимании и документах о распределении ответственности за конкретные виды риска и средства контроля между физическими лицами и организациями-участниками.
Планы обмена информацией и консультирования должны быть разработаны на ранних стадиях разработки проекта.
Подход на основе создания консультативной группы может:
a) помочь в установлении области применения;
b) гарантировать, что интересы заинтересованных сторон поняты и рассмотрены;
c) помочь в обеспечении адекватной идентификации рисков;
d) объединять различные области экспертизы для анализа рисков;
e) гарантировать рассмотрение различных точек зрения при определении критериев риска и количественной оценке риска;
f) обеспечивать одобрение и поддержку плана обработки риска;
g) совершенствовать соответствующее управление изменениями проекта в процессе менеджмента риска;
h) разрабатывать соответствующий план внешнего и внутреннего обмена информацией и консультаций.
Менеджмент риска использует доступную информацию, полученную на различных стадиях жизненного цикла проекта. Необходимо установить и поддерживать обмен информацией между менеджментом риска проекта и следующими сферами:
1) проектирование и разработка;
2) функции управления проектом и коммерцией;
3) управление конфигурацией;
4) качество и надежность;