ГОСТ Р 56765-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ
Основные положения
Exhibition and trade fair activity. Basic provisions
ОКС 03.080.30
Дата введения 2016-10-01*
________________
* См. ярлык "Примечания".
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Институт региональных экономических исследований" (ЗАО "ИРЭИ") при участии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), Закрытого акционерного общества "Экспоцентр"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 "Бытовое обслуживание населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2015 г. N 1978-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИЗДАНИЕ (май 2018 г.) с Изменением N 1 (ИУС 3-2018 г.)
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает основные положения в области выставочно-ярмарочной деятельности.
Настоящий стандарт распространяется на организации различных организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выставочно-ярмарочную деятельность и предоставляющих выставочно-ярмарочные услуги, в т.ч. конгрессные услуги.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32608-2014 Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения
ГОСТ Р 53524-2009 Конгрессная деятельность. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32608, ГОСТ Р 53524, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 выставка федерального значения: Выставочно-ярмарочное мероприятие, имеющее важное социально-экономическое значение, поддерживаемое федеральными и региональными органами исполнительной власти в рамках реализуемых государственных программ, национальных проектов, предоставляющее отечественные и зарубежные образцы на уровне международных стандартов.
3.2 официальная выставка: Выставка, организованная федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1 Выставочно-ярмарочная деятельность представляет собой самостоятельную отрасль экономики, формирующую имидж страны, региона, отрасли, демонстрирующую и продвигающую отечественные товары, работы, услуги, инновационные разработки.
Выставочно-ярмарочная деятельность нацелена на содействие устойчивому развитию экономики Российской Федерации.
4.2 Мероприятия, услуги и виды деятельности, реализуемые в рамках выставочно-ярмарочной деятельности, приведены в общероссийских классификаторах видов экономической деятельности, продукции и услуг, принятых и действующих в установленном порядке.
4.3 Выставочно-ярмарочная деятельность должна осуществляться в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными, региональными, межгосударственными и национальными стандартами, международными документами, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Российская Федерация, ведомственной нормативно-правовой базой проведения соответствующих отраслевых выставок, законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве, соглашениями о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и палатами других стран, а также партнерскими организациями за рубежом [1]-[9].
4.4 Основными целями выставочно-ярмарочной деятельности являются:
- продвижение продукции, услуг, разработок и инновационных технологий российских предприятий на внутреннем и внешних рынках;
- демонстрация новейших технологий и достижений в области современной науки и техники;
- содействие решению задач по индустриальной модернизации и повышению конкурентоспособности национальной экономики;
- содействие развитию торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5 Основой инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности являются выставочные комплексы (центры).
Выставочные комплексы (центры) представляют собой обособленную территорию с расположенными на ней зданиями и сооружениями, используемыми для проведения выставок/ярмарок.
Выставочные комплексы (центры) должны соответствовать следующим критериям: вместимость и техническое обеспечение, доступность, заполняемость, коммуникации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5.1 Вместимость и техническое обеспечение
Выставочно-конгрессные и сопутствующие площади должны составлять не менее 70% закрытых площадей выставочного комплекса (центра), построенного на постоянной основе, поддерживаемого в надлежащем состоянии и предоставляющего весь набор технических средств, необходимых организаторам и посетителям выставок/ярмарок.
Выставочно-ярмарочная деятельность должна обеспечиваться:
- технически оснащенными выставочными павильонами и инженерными системами;
- техническими и складскими помещениями;
- офисными помещениями для сотрудников;
- удобным подъездом и стоянкой для грузового транспорта;
- предприятиями (объектами) общественного питания и торговли;
- медицинскими пунктами;
- системой охраны и т.п.
В целях проведения конгрессных и деловых мероприятий, сопутствующих выставкам, выставочные комплексы должны располагать конференц-залами и помещением для кейтеринга, залами и комнатами для семинаров, встреч, переговоров и иных деловых мероприятий, оборудованными современными аудиовизуальными системами.
Доступ для посетителей в выставочный комплекс должен обеспечиваться путем организации входных зон и навигации. При этом должна быть гарантирована безопасность жизни и здоровья посетителей.
При проектировании выставочных комплексов должны учитываться технологические этапы организации и проведения мероприятий. Обязательным условием выполнения этих этапов является обеспечение удобства и безопасности для здоровья и жизни участников, а также сохранность их имущества.
Технологическими этапами подготовки и проведения мероприятий в выставочных комплексах являются:
- разгрузка-погрузка экспонатов;
- монтажно-демонтажные работы;
- обеспечение функционирования участников;
- обеспечение доступа посетителей.
При разгрузке-погрузке экспонатов должны обеспечиваться: транспортная доступность, наличие входных ворот, допустимая нагрузка на полы, наличие погрузочных механизмов.
Проведение монтажно-демонтажных работ должно предусматривать присутствие внутренней инфраструктуры и наличие энергоресурсов, воды, канализации, освещения и др. Должны быть организованы уборка и вывоз мусора. Особое внимание следует уделять обеспечению травмобезопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, а также обеспечению доступности к объектам и др.
В выставочных комплексах должны быть предусмотрены производственно-складские и вспомогательные помещения для организации и проведения застройки выставочных площадей.
4.5.2 Доступность
Выставочный комплекс должен размещаться вблизи крупных транспортных развязок, обладать высокой транспортной и пешеходной доступностью, обеспечиваться парковочной и входной зоной для посетителей.
4.5.3 Заполняемость
В выставочном комплексе не менее 50% выставочно-конгрессной площади в суммарном исчислении из расчета за год должно использоваться для проведения выставочно-конгрессных мероприятий.
4.5.4 Коммуникации
Выставочный комплекс должен обеспечивать постоянные и всесторонние средства связи онлайн, оффлайн и непосредственно на площадке.
4.5.1-4.5.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.6, 4.6.1-4.6.4 (Исключены, Изм. N 1).
4.7 (Исключен, Изм. N 1).
4.8 Субъектами (участниками рынка) выставочно-ярмарочной деятельности являются организаторы, соорганизаторы, собственники выставочных комплексов, операторы, сервис-провайдеры, экспоненты, соэкспоненты, спонсоры, партнеры и посетители.
4.8.1 Организаторами выставочно-ярмарочной деятельности могут быть:
- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления;
- Торгово-промышленная палата Российской Федерации и региональные торгово-промышленные палаты;
- выставочные организации;
- ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и отраслевые ассоциации);
- прочие организации различной формы собственности, для которых организация выставочно-ярмарочных мероприятий не является основной деятельностью.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.8.2 Объектами выставочно-ярмарочной деятельности являются мероприятия и услуги, направленные на реализацию целей выставочно-ярмарочной деятельности.
4.8.3 (Исключен, Изм. N 1).
4.9 Особое место среди выставок занимают официальные выставки и официально признанные международные выставки.
4.9.1 Официальная выставка организуется федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4.9.2 Официально признанная международная выставка должна отвечать следующим требованиям:
- выставка должна быть одобрена Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI);
- выставка должна проходить при поддержке федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или торгово-промышленной палаты субъекта Российской Федерации;