СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Издание официальное
УТВЕРЖДЕН
Министерством образования
Российской Федерации
Дата введения с 22.06.94
Государственный стандарт начального профессионального образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и имеет целью:
- повышение качества профессиональной подготовки рабочих за счет регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений;
- сохранение и развитие единого образовательного и экономического пространства в Российской Федерации;
- четкое определение и разграничение компетенции федеральных, региональных и местных органов управления образованием;
- обеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия Российской Федерации в международном рынке труда.
Настоящий документ определяет концепцию и методологию стандартизации начального профессионального образования.
СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
К документам государственного стандарта начального профессионального образования, утверждаемым на федеральном уровне, относятся:
- "Основные положения государственного стандарта начального профессионального образования";
- "Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования";
- профессиональные характеристики;
- обязательные компоненты содержания профессионального образования по конкретным профессиям и специальностям, а также по отдельным предметам общеотраслевого и межотраслевого характера;
- "Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования";
- требования к примерной (типовой) учебно-программной документации;
- перечень и описание стандартных параметров качества профессионального образования;
- общие требования по составлению контрольных заданий для проверки качества знаний и умений учащихся;
- описание и порядок проведения контрольной процедуры по проверке соответствия знаний и умений учащихся требованиям стандарта профессионального образования;
- требования к инженерно-педагогическим кадрам системы профессионального образования (определяются в рамках стандартизации высшего образования);
- образцы документов, удостоверяющих профессиональное образование;
- "Система кодификации (обозначений) документов государственного стандарта начального профессионального образования".
Государственный стандарт начального профессионального образования включает два компонента: федеральный и национально-региональный.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СТАНДАРТА отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России, и представляет собой совокупность перечисленных выше нормативных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.
Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих в рамках государственных и негосударственных структур независим от их правового статуса и ведомственной принадлежности и имеют юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
Руководители региональных органов управления образованием (профессиональным образованием), образовательных учреждений несут ответственность за невыполнение требований федерального компонента стандарта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СТАНДАРТА отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне: образовательные стандарты на профессии, не вошедшие в федеральный Перечень; дополнения к обязательному минимуму содержания обучения по профессиям федерального Перечня, учитывающие специфику регионов; контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определенным профессиям и т.п. Национально-региональный компонент стандарта действителен только для конкретного региона.
В соответствии с Государственной системой стандартизации России образовательные стандарты являются отраслевыми. Образовательной отрасли присвоен индекс 9, и все стандарты, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации, должны иметь обозначение ОСТ 9.
В райках Министерства образования Российской Федерации могут утверждаться стандарты как по общему, так и по профессиональному образованию. Для обозначения документов государственного стандарта начального профессионального образования следует добавлять аббревиатуру ПО, и в общем виде обозначение стандартов записывается ОСТ 9 ПО. После чего следует индекс, соответствующий отраслевой системе кодификации (обозначений).
2.1. Квалификационная структура
Ключевой составляющей стандарта профессионального образования является КВАЛИФИКАЦИЯ, которая характеризуется СТУПЕНЬЮ и УРОВНЕМ.
СТУПЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ - это этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования и завершаемый получением соответствующего документа об образовании.