Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 22.9.29-2015 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Машины аварийно-спасательные. Методы испытаний

     7 Методы испытаний

     

Таблица 7.1 - Порядок и содержание испытаний и проверок

Номера подраздела/пункта методов испытаний

Содержание методов испытаний

7.1

Соответствие состава оборудования назначению АСМ устанавливают путем сверки соответствия содержания ТД и функциональных элементов данного класса и типа АСМ:

- по условиям применения в ЧС;

- виду и технологиям ведения АСР;

- транспортной базе;

- производительности (числу комплектов аварийно-спасательных средств для обеспечения одновременного развертывания рабочих мест в зоне ЧС)

7.2

Требования надежности

7.2.1

Проверку надежности АСМ проводят в следующем порядке:

а) проверка соответствия средней наработки на отказ в режиме входного контроля каждого из функциональных элементов АСМ, заданной в ТД;

б) проверку проводят при испытании безотказности АСМ в объеме суммарной наработки шасси, выраженной в моточасах, на ходовых испытаниях и наработки аварийно-спасательного оборудования, ч, в процессе выполнении АСР. При установленных в программе испытаний объемах испытаний отказов АСМ не допускается. Оценку показателей безотказности проводят по методике приложения А.

Контроль (определение) показателей надежности осуществляют в соответствии с [1]

7.2;
7.2.2

Проверку соответствия ресурса до капитального ремонта проводят в режиме входного контроля путем сопоставления требований технического регламента с представленными в составе ТД документальными подтверждениями (актами испытаний, сертификатами, гарантиями) ресурса АСМ (для условий, приведенных к первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624), моторесурса двигателя АСМ по ГОСТ 15150 в условиях навеса и неотапливаемого помещения

7.3

Проверку соответствия радиоэлектронных средств проводят по уровню помех в виде пульсаций напряжения в сети питания и гармонических составляющих в диапазоне установленных для приборов частот по ГОСТ Р 51317.4.3. Результаты испытаний считаются положительными, если во время их проведения отсутствуют ложные срабатывания и измеренные напряжения помех и напряженность поля радиопомех не превышают установленных значений

7.4;
7.4.1

Испытаниям подвергают образцы на воздействие теплового потока в диапазоне значений 10-14,5 кВт·м в течение 2 мин. Стойкость устанавливается по значению параметра потока, при котором не происходит вспучивание и обугливание лакокрасочных покрытий и резинотехнических изделий АСМ

Испытания проводят в статическом режиме (при неработающей силовой установке АСМ и неподвижном шасси).

Устойчивость элементов АСМ к климатическим воздействиям проверяют в климатических камерах, при этом устройство должно находиться в обесточенном состоянии.

Климатические испытания крупногабаритных АСМ, для которых нет стандартных климатических камер, проводят по ГОСТ Р 52931.

Испытания на холодо- и теплоустойчивость проводят при температуре в соответствии с исполнением и категорией по ГОСТ 15150 (теплоустойчивость - не ниже 40°С). АСМ выдерживают при одной из соответствующих температур в течение 3 ч, затем в нормальных климатических условиях в течение 3 ч. После этого цикл повторяют при другой температуре. Признаки механических повреждений комплектующих изделий не допускаются

7.5;
7.5.1

Осмотр и проверку качества сборки, регулировки и отделки АСМ проводят без снятия и разборки агрегатов и узлов путем сравнения с чертежами и замерами размеров рулеткой по ГОСТ 7502.

Осмотру подвергают все составные части АСМ согласно ГОСТ Р 22.9.24, а также проверяют наличие, размещение и крепление дополнительных аварийно-спасательных средств.

Методом непосредственного осмотра и (или) методом экспертных оценок проверяют:

- комплектность АСМ в целом, его оборудования, снаряжения и инструмента;

- удобство и безопасность доступа к агрегатам при обслуживании и ремонте;

- удобство размещения расчета, безопасность входа и выхода;

- выполнение требований пассивной безопасности (наличие острых кромок, выступающих частей и т.п.);

- выполнение требований пожаробезопасности, электробезопасности АСМ;

- удобство наблюдения за рабочими органами, приборами, указателями и т.п.;

- безопасность и удобство эксплуатации АСМ в темное время суток.

Проверяют наличие знаков приемки ОТК на агрегатах и АСМ в целом, а также наличие пломб на спидометре, карбюраторе и т.п.

Наряду с внешним осмотром должна быть проведена проверка агрегатов в действии - прослушивание двигателя, проверка органов управления и т.п.

Соединения подвергают осмотру без нарушения фиксации.

Результаты осмотра оформляют протоколом

7.5;
7.5.2

Проверка линейных размеров образца.

В процессе проверки в соответствии с ГОСТ 22748 проверяют следующие основные размеры:

- база автомобиля;

- габаритные размеры образца (длина, ширина, высота);

- высота установки подножки автомобиля;

- угол переднего и заднего свеса;

- габаритные размеры кузова-фургона;

- размеры загрузочного пространства кузова-фургона;

- погрузочная высота кузова-фургона;

- высота расположения запорных устройств фургона;

- высота расположения рабочих площадок кузова-фургона.

Измерения проводят на горизонтальной твердой поверхности с помощью рулетки металлической линейки. Для переноса точек замеров на плоскость используют отвес.

Проверку показателей массы образца проводят на автомобильных рычажных весах среднего класса точности. Погрешность измерений не должна превышать значений, указанных в ГОСТ Р 53328

7.5;
7.5.3

Проверку времени перевода АСМ из транспортного положения в рабочее проводят с привлечением всей численности расчета, которая и включает следующие операции: раскрепление оборудования; снятие с машины и переноску на расстояние 5 м каждого комплекта оборудования; развертывание гидро- и пневмолиний, цепей электропитания; подключение к ним инструмента и оборудования; хронометрирование времени по каждому виду оборудования; определение времени готовности АСМ к работе, которое не должно превышать 5 мин

7.5;
7.5.4

Проверку соответствия продолжительности непрерывной работы АСМ проводят под имитационной нагрузкой всех бортовых энергоисточников. Время испытаний не менее 8 ч, из них не менее 2 ч - работа при максимальном рабочем напряжении.
Температуру приводов измеряют термопреобразователями ХК или ХА с выводом значений на прибор типа А-565 (класс точности 0,1) или другие приборы аналогичного назначения и класса точности. Результаты испытаний считают положительными, если значение токов в электроприводах, давление рабочего тела в гидро- и пневмоприводах и температура корпусов приводов (электродвигателей) в течение всего времени испытаний соответствуют паспортным данным на эти виды

7.5;
7.5.5

Защита исполнительных механизмов и узлов АСМ от перегрузок и ошибочных действий расчета по надежному срабатыванию защитных устройств приводов и блокировок аварийно-спасательного инструмента и оборудования при достижении их эксплуатационных параметров предельных состояний. Число проверок при испытании должно быть не менее трех

7.5;
7.5.6

Проверка соответствия функционирования освещения и световой сигнализации. В процессе испытаний определяют в соответствии с ГОСТ 12.1.046:

- возможность случайного нарушения регулировки огней и светозвуковой сигнализации при нормальных условиях и вибрации;

- возможность осуществлять регулировку в зависимости от нагрузки и изменять направление световых лучей;

- одновременность выключения габаритных, контурных и маркерных огней, а также фонарей заднего номерного знака;

- укрываемость огней;

- возможность освещения площади рабочих мест в зоне ЧС с установленной нормой освещенности

7.5;
7.5.7

Проверку функционирования средств связи проводят в период ходовых испытаний и испытаний при выполнении АСР технологического цикла способом валидации и аудиоконтроля.

При этом проверяют устойчивость и дальность действий технической радиосвязи до 500 км и громкоговорящей связи не менее 0,5 км на открытой местности и в условиях городской застройки на заданных уровнях по ТД в соответствии с классом АСМ

7.6

Проверку безопасности обслуживания АСМ проводят посредством оценки возможности обеспечения:

- электробезопасности;

- радиационно-химической безопасности;

- пожаро- и взрывобезопасности

7.6;
7.6.1

Возможность обеспечения радиационно-химической безопасности проверяют путем:
- соответствия чувствительности и диапазона измерений приборов радиационно-химической разведки, индивидуальных индикаторов;
- возможности проведения постоянного контроля для предупреждения внезапного появления в рабочей зоне АСМ недопустимых по условиям эксплуатации уровней ионизирующих излучений и концентраций АХОВ;
- средств защиты расчета спасателей в соответствии с условиями и режимами работы АСМ в зонах загрязнения [2]

7.6;
7.6.2

Проверку обеспеченности пожаро- и взрывобезопасности проводят:

а) способом валидации соответствия ТД конструктивного исполнения АСМ по применяемым материалам, маслам, смазкам, исключающего возможность образования при воздействии поражающих факторов очагов возгорания, в том числе искрообразования, взрывчатых смесей по ГОСТ 12.1.004;

б) путем документального подтверждения (в виде актов) представителями испытательных лабораторий, надлежащим образом на это сертифицированных, проведенных испытаний на предмет соответствия взрывозащищенности оболочек электроприводов ГОСТ 22782.6

7.7

Эргономические показатели определяют для тех элементов АСМ, которые сопряжены с человеком при выполнении им трудовых действий в процессе эксплуатации, монтажа, ремонта и транспортирования. На соответствие требованиям эргономики оценивают: размеры салона расчета, отсеков, устройство и прочность крепления сидений, дверей, замков, расположение и размеры наружных выступов

7.8

Проверку требований охраны окружающей среды проводят путем:

оценки выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателя;

возможности попадания масел и других рабочих жидкостей в окружающую среду

7.8;
7.8.1

Проверку выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателя проводят на основе документального подтверждения в составе ТД в виде актов испытаний испытательной лаборатории, имеющей право на такого вида испытания, соответствия двигателя по выбросам вредных веществ с отработавшими газами (оксида углерода, СО, смеси оксидов азота , углеводородов СН) по ГОСТ Р 31967, ГОСТ Р 52408

7.8;
7.8.2

Проверка возможности попадания масел и других рабочих жидкостей в окружающую среду проводится визуально оценкой элементов оборудования на отсутствие течей, испарений в окружающую среду в рабочем режиме машины и при проведении технического обслуживания

7.9

Проверка цветографической схемы, надписей, опознавательных знаков, специальных световых и звуковых сигналов образца требованиям, цвета покрытия наружных поверхностей и работоспособность специальных световых и звуковых сигналов согласно ГОСТ Р 50574

7.10

Проверка требований транспортабельности АСМ согласно ГОСТ Р 22.9.24