ГОСТ Р 52408-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
Измерения в условиях эксплуатации
Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission and visible pollutants. Measurement of exhaust emission at site
ОКС 27.020
ОКП 31 2000
Дата введения 2015-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ") и обществом с ограниченной ответственностью "Центральный научно-исследовательский дизельный институт" (ООО "ЦНИДИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2014 г. N 2144-ст
4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных и межгосударственных стандартов:
ИСО 8178-2:2008* "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 2. Измерение выбросов газов и частиц на месте" ISO 8178-2:2008 "Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement Part 2. Measurement of gaseous and particulate exhaust emissions under field conditions" (NEQ);
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
ИСО 8178-3:1994 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 3. Определение и методы измерения дымности отработавших газов в стационарных условиях" ISO 8178-3:1994 "Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement Part 3. Definitions and methods of measurement of exhaust gas smoke under steady-state conditions" (NEQ)
ИСО 8178-4:2007 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для различных режимов работы двигателей" ISO 8178-4:2007 Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement Part 4. Steady-state test cycles for different engine applications () (NEQ)
ИСО 8178-5:2008 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 5. Топливо для испытаний" ISO 8178-5:2008 "Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement Part 5.Test fuels" (NEQ)
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52408-2005 (ИСО 8178-2:1996)
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Настоящий стандарт разработан в целях исполнения государственного законодательства в области охраны окружающей среды от вредного воздействия поршневых двигателей внутреннего сгорания, установленных на объектах применения и находящихся в эксплуатации. Введение стандарта обеспечивает реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух" в части, относящейся к контролю выбросов водного, железнодорожного и промышленного транспорта.
Периодичность контроля соответствия двигателей техническим нормативам дымности и выбросов вредных веществ с отработавшими газами устанавливают не чаще чем один раз в год, если иное не предусмотрено правилами безопасности в особых условиях эксплуатации двигателей или другими специальными требованиями.
Испытания в условиях эксплуатации двигателей проводят с целью проверки фактических значений выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов на соответствие их нормам, установленным в ГОСТ 31967-2012 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения" и ГОСТ 24028-2013 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения" с учетом корректирующих коэффициентов, и техническом паспорте выбросов.
Стандарт устанавливает требования и ограничения, которыми следует руководствоваться при проведении экологического контроля двигателей, установленных на объектах применения.
Настоящий стандарт распространяется на поршневые двигатели внутреннего сгорания судового, тепловозного и промышленного назначения (далее - двигатели), находящиеся на объектах применения, и устанавливает процедуры контроля соответствия двигателей в условиях эксплуатации нормам выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов (далее - ОГ).
Стандарт не распространяется на автомобильные и авиационные двигатели.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 24028-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения
ГОСТ 31967-2012 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения
ГОСТ Р ИСО 8178-4-2013* Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ ISO 8178-4-2013, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р ИСО 8178-7-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 7. Определение семейства двигателей
ГОСТ Р ИСО 8178-8-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 8. Определение группы двигателей (ISO 8178-8:1996, IDT)
ГОСТ Р 53638-2009 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24028 и ГОСТ 31967.
В настоящем стандарте применяются обозначения и сокращения в соответствии с ГОСТ 24028 и ГОСТ 31967.
5.1 Нормируемые параметры
5.1.1 Для газообразных вредных веществ настоящий стандарт устанавливает следующую номенклатуру нормируемых параметров:
- удельный средневзвешенный выброс оксидов азота;
- удельный средневзвешенный выброс оксида углерода;
- удельный средневзвешенный выброс суммы углеводородов.
5.1.2 Для дымности ОГ стандарт устанавливает один из двух нормируемых параметров выбросов в зависимости от выбранного изготовителем метода его измерения:
- коэффициент ослабления светового потока или его расчетный эквивалент - натуральный показатель ослабления потока;
- дымовое число фильтра FSN, условные единицы.
5.2 Предельно допустимые значения норм выбросов вредных веществ и дымности
5.2.1 Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ при испытаниях двигателей в условиях эксплуатации должны соответствовать ГОСТ 31967* с учетом корректирующих коэффициентов.
_______________
* Для тепловозных двигателей постановки на производство до 2000 г. предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ устанавливают в соответствии с ГОСТ (проект) "Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и мотор-вагонного подвижного состава. Нормы и методы определения"
5.2.2 При измерении дымности оптическим дымомером предельно допустимые значения натурального показателя ослабления светового потока и соответствующие им значения коэффициента ослабления светового потока, приведенные к шкале дымомера с базой 0,43 м, при испытаниях двигателей в условиях эксплуатации должны соответствовать ГОСТ 24028 с учетом корректирующих коэффициентов.
При измерении дымности фильтрационным дымомером с длиной колонки 0,405 м предельно допустимые значения дымового числа фильтра FSN при испытаниях двигателей в условиях эксплуатации должны соответствовать ГОСТ 24028 с учетом корректирующих коэффициентов.
5.2.3 При испытаниях в условиях эксплуатации при периодических контрольных проверках двигателей предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов определяют с использованием корректирующих коэффициентов по формулам:
, (1)
(2)
Значения корректирующих коэффициентов нормируемых параметров выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов в зависимости от наработки двигателей всех назначений, кроме тепловозных двигателей, устанавливают по таблице 1.
Таблица 1
Нормируемый параметр | Значение корректирующего коэффициента | ||
Наработка двигателя до капитального ремонта | |||
более 25% | более 50% | более 75% | |
Оксид углерода | 1,10 | 1,20 | 1,25 |
Углеводороды | 1,10 | 1,20 | 1,25 |
Оксиды азота | 1,00 | 0,95 | 0,95 |
Дымность | 1,20 | 1,30 | 1,35 |
Значения корректирующих коэффициентов нормируемых параметров выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов в зависимости от наработки тепловозных двигателей устанавливают по таблице 2.
Таблица 2
Нормируемый параметр | Значение корректирующего коэффициента | ||
Пробег магистрального тепловоза, тыс.км | |||
более 100 тыс.км более 7,5 месяцев | более 200 тыс.км более 15 месяцев | более 500 тыс.км более 37,5 месяцев | |
Оксид углерода | 1,15 | 1,25 | 1,3 |
Углеводороды | |||
Дымность |
6.1 Режимы испытаний и объем измерений