ПНСТ 29-2015
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ТОННЕЛЕЙ
Требования к регулированию
Road and tunnel lighting. Requirements for dimming
ОКС 93.060; 93.080
Срок действия с 2015-10-01
по 2018-10-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ") при участии рабочей группы в составе O.К.Гаврилова, А.И.Киричка Общества с ограниченной ответственностью "Светосервис" (ООО "Светосервис", филиал "Восточный") и А.В.Сибрикова Общества с ограниченной ответственностью "УК БЛ ГРУПП" (ООО "УК БЛ ГРУПП"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 04 февраля 2015 г. N 4-пнст
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе.
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее, чем за девять месяцев до истечения срока его действия, разработчику настоящего стандарта по адресу: vniinmash@gost.ru и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: Ленинский просп., д.9, Москва В-49, ГСП-1, 119991.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационном указателе "Национальные стандарты" и журнале "Вестник технического регулирования". Уведомление будет размещено также на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на освещение автомобильных дорог и тоннелей и устанавливает основные требования к его регулированию.
Настоящий стандарт не распространяется на аварийное освещение дорог и тоннелей.
Настоящий стандарт применяют при проектировании, эксплуатации и реконструкции стационарных осветительных установок дорог и тоннелей.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 26.005 Телемеханика. Термины и определения
ГОСТ 34.003 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ 34.601 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
ГОСТ 21704 Устройства электроакустические и шумозащищенные систем телефонной связи. Термины и определения
ГОСТ 32144 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ Р 54814 Светодиоды и светодиодные модули для общего освещения. Термины и определения
ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения
ГОСТ Р 56334 Тоннели автодорожные. Освещение искусственное. Нормы и методы расчета
ПНСТ 27-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Освещение искусственное. Нормы и методы расчета
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26.005, ГОСТ 34.003, ГОСТ 21704, ГОСТ Р 54814 и ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 интенсивность движения: Число транспортных средств, проходящих в час через поперечное сечение полосы движения в часы пик.
3.1.2 канал связи (КС): Совокупность технических средств и тракта (среда, кабель, проводная линия и т.д.) для передачи сообщений на расстояние.
3.1.3 подъездная зона тоннеля: Участок дороги вне тоннеля длиной, равной РБТ, примыкающий к въездному порталу.
3.1.4 пороговая зона тоннеля: Участок тоннеля длиной, равной РБТ, примыкающий к въездному порталу.
3.1.5 переходная зона тоннеля: Участок тоннеля, примыкающий к пороговой зоне и заканчивающийся в месте, где яркость дорожного покрытия спадает до 3-кратной величины яркости внутренней зоны.
3.1.6 пункты электропитания наружного освещения: Территориально распределенные пункты АСУ освещения дорог, предназначенные для автоматизации технологических процессов контроля и управления ОУ, регулирования параметров ОУ, а также для обеспечения связи, контроля и управления объектами нижнего уровня (третьего уровня) при их наличии.
3.1.7 принцип развития (открытости): Принцип построения автоматизированных систем с возможностью пополнения и обновления функций и состава автоматизированной системы без нарушения ее функционирования.
3.1.8 принцип системности: Установление такой связи между структурными элементами системы, которые обеспечивают цельность автоматизированной системы и ее взаимодействие с другими системами.
3.1.9 принцип совместимости: Реализация информационного интерфейса, с помощью которого новая система взаимодействует с другими системами по установленным правилам.
3.1.10 расстояние безопасного торможения (РБТ), м: Минимальное расстояние, требуемое для надежного приведения транспортного средства, движущегося с установленной скоростью, в состояние полной остановки, которое определяется суммарным временем реагирования водителя на появившееся препятствие для принятия решения и торможения транспортного средства.
3.1.11 транспортная зона тоннеля: Часть тоннеля, содержащая непосредственно проезжую часть, заключенную между въездным и выездным порталом.
3.1.12 централизация управления: Сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней.
3.1.13 централизованное телемеханическое управление освещением: Система управления наружным освещением с применением устройств телемеханики, позволяющая производить из одного места одновременное включение или отключение сети наружного освещения, переключение на ночной режим, а также контролировать состояние сети.
3.1.14 яркость в подъездной зоне, кд·м: Яркость адаптации глаза в подъездной зоне.
3.1.15 яркость адаптации L, кд·м: Средняя яркость в коническом поле зрения, стягиваемого углом 20° с вершиной в месте расположения глаза подъезжающего водителя и с направленной на центр входного портала тоннеля осью.
Примечание - Яркость адаптации L определяют применительно к точке, расположенной на расстоянии безопасного торможения от входного портала тоннеля в середине, соответствующей проезжей части или полосы движения транспорта.
3.1.16 байпас-обход: Функция в электронном устройстве, позволяющая выполнить коммутацию входного сигнала непосредственно на выход, минуя все функциональные блоки.
3.1.17 цепочная структура телемеханической сети: Многоточечная структура телемеханической сети, в которой устройства контролируемых телемеханических пунктов соединены общим каналом связи с устройством телемеханического пункта управления.
3.1.18 сложная структура: Структура, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подструктур), вследствие чего сложная структура приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подструктурном уровне и не могут быть сведены к свойствам подструктурного уровня.
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
АСУ - автоматизированная система управления;
ДНД - датчики несанкционированного доступа;
ИС - источник света;
ОП - осветительный прибор;
ОУ - осветительная установка;
ПП - пункты электропитания;
УУ СД - устройство управления светодиодным ИС;
ЭмПРА - электромагнитный пускорегулирующий аппарат;
ЭПРА - электронный пускорегулирующий аппарат.
4.1 К параметрам регулирования освещения дорог относят среднюю яркость дорожного покрытия и среднюю освещенность , нормы которых установлены в ПНСТ 27-2015.
4.2 Допускается в ночное время для дорог со средней яркостью дорожного покрытия не более 0,8 кд/м или средней освещенностью не менее 8 лк снижение освещения на:
- 30% - при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимального значения;
- 50% - при уменьшении интенсивности движения до 1/5 максимального значения.
5.1 Нормы параметров освещения тоннелей должны соответствовать ГОСТ Р 56334.
Регулирование параметров освещения тоннелей проводят для дневного и ночного режима работы.
5.2 В дневном режиме работы в транспортной зоне тоннеля выделяют четыре яркостные зоны: пороговую, переходную, внутреннюю и выездную, а перед въездом в тоннель - подъездную яркостную зону.
К параметрам регулирования освещения в дневном режиме относят:
- среднюю яркость дорожного покрытия L - для пороговой зоны;
- продольное распределение яркости дорожного покрытия L - для переходной зоны;
- среднюю яркость дорожного покрытия L - для внутренней зоны;
- среднюю яркость дорожного покрытия L - для выездной зоны.
Регулирование освещения в дневном режиме проводят в пороговой и переходной зоне тоннеля в зависимости от уровня яркости адаптации L в подъездной зоне в заданный момент времени.
При регулировании освещения в пороговой зоне значение отношения L/L должно соответствовать установленному в ГОСТ Р 56334.