ОДМ 218.2.045-2014
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЛЕСНЫХ СНЕГОЗАДЕРЖИВАЮЩИХ НАСАЖДЕНИЙ ВДОЛЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГБУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации. Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и ОДМ 218.1.002-2010
2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог и Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 24.12.2014 г. N 2629-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВЗАМЕН ВСН 33-87 "Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог", утверждены Минавтодором РСФСР 8 апреля 1987 г.
Рекомендации используются при разработке проектной документации на создание новых и усиление существующих снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных дорог.
Настоящий документ предназначен для федеральных органов дорожного хозяйства Российской Федерации, владельцев федеральных автомобильных дорог, а также организаций, осуществляющих работы по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, в том числе при их диагностике и оценке качества содержания.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер и могут быть использованы организациями (предприятиями), занимающимися проектированием, устройством, содержанием и уходом за снегозащитными лесными полосами на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межрегионального значения.
Настоящие рекомендации содержат основные требования к земельным участкам для создания снегозадерживающих лесных полос, методические положения по оценке работоспособности существующих лесных полос вдоль автомобильных дорог, определению расчётного объёма снегоприноса, конструкции лесных полос, а также приводятся требования к посадочным материалам, технологическим агромелиоративным мероприятиям, при подготовке и обработке почв и посадке растений. Методические рекомендации разработаны ФГУП "РОСДОРНИИ" (Розов Ю.Н., Розов С.Ю.), ВГАСУ (Самодурова Т.В.) и ОАО "Орелгипролес" (Вороненков Г.Д.)
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ОСТ 56-98-93. Отраслевой стандарт. Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия. Утвержден и введен в действие Приказом Рослесхоза от 10.12.1993 N 327.
ГОСТ 17.5.3.02-90. Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Лесной кодекс Российской Федерации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации.
В настоящем документе использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного дорожного движения на автомобильных дорогах в зимний период, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.
3.2 снегозащитные (снегозадерживающие) лесные полосы: Лесонасаждения вдоль дороги, рационально подобранные по составу и конструкции и выполняющие снегозадерживающие функции.
3.3 снегозаносимость: Дороги подверженные образованию снежных заносов.
3.4 незаносимые участки: Участки дорог, на которых не образуются снежные заносы на проезжей части.
3.5 заносимые участки: Участки дорог, на которых образуются снежные заносы на проезжей части.
3.6 директивные сроки очистки дороги: Регламентируемое действующими нормативными документами время, необходимое для очистки дорог от снега с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
3.7 интенсивность снегонакопления на покрытии от снегопада (метели): Увеличение толщины слоя снега на дорожном покрытии за определенный промежуток времени при выпадении снега или прохождении метели.
3.8 просветность: Отношение суммарной площади просветов к общей площади внешнего контура снегозащитного устройства.
3.9 общий объем снегопереноса: Объем снега, который переносится через заданную точку со всех направлений за зимний период.
3.10 объем снегоприноса: Объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги (за зиму, в одну метель).
3.11 расчетный объем снегоприноса: Объем снегоприноса, определенный с расчетной вероятностью превышения.
3.12 расчетный объем снегоотложений: Возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса.
3.13 расчетная метель: Единичная метель, параметры которой определены с расчетной вероятностью превышения.
3.14 насыщенная метель: Метель, при которой, для данной скорости ветра, переносится максимальное количество переносимого снега.
3.15 снегозадерживающая способность снегозащитных устройств: Показатель эффективности задержания снега защитными устройствами, оцениваемый коэффициентом снегозадержания.
3.16 коэффициент снегозадержания: Отношение объема отложенного у снегозащитных устройств снега к объему снегоприноса.
3.17 снегосборная способность снегозащитных устройств: Количество снега, которое может быть отложено у снегозащитных устройств при заданном коэффициенте снегозадержания.
3.18 снегоемкость снегозащитных устройств: Предельное количество снега, которое может быть ею задержано.
3.19 метелевой режим: Параметр, характеризующий снежный поток (метель), продолжительность, объем снегоприноса, интенсивность, количество метелей в районе проложения.
3.20 общая метель: Сочинение верховой и низовой метелей. Характеризуется ветром (более 5 м/с) сухом состоянии* поверхности снежного покрова.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
3.21 низовая метель: Перемещения ветром частиц ранее выпавшего снега, поднятого с поверхности снежного покрова на высоту 1-2 м. Такая метель наблюдается при ветре (более 5 м/с) и сухом состоянии поверхности снежного покрова.
3.22 верховая метель: Выпадение снега при ветре со скорости от 2 до 30 м/с без перемещения по поверхности снежного покрова ранее выпавшего снега.
4.1 В зимний период на дорогах образуются снежные заносы, которые создают нередко перерыв в движении автомобильного транспорта, что наносит серьёзный ущерб экономике государства автомобильных дорог.
Поэтому одной из важных задач дорожно-эксплуатационной службы в зимний период является обеспечение бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта.
Для защиты автомобильных дорог от снежных заносов применяют различные виды снегозадерживающих устройств: переносные планочные щиты, постоянные заборы, различные сетки, снежные валы, траншеи, живая изгородь и снегозащитные лесные полосы, имеющие различную конструкцию в зависимости от объёма снегоприноса.
Наиболее долговечным, надёжным и вместе с тем самым экономичным средством защиты автомобильных дорог от снежных заносов являются снегозащитные лесные полосы, которые способны задерживать более 50% объёма снега, приносимого к дороге.
4.2 Снегозаносимость автомобильных дорог зависит от следующих факторов:
- погодно-климатических: объемы снегопереноса и снегоприноса к участкам дороги заданного направления;
- рельефа местности: равнинный, холмистый, горный;
- почвенно-грунтовых и гидрологических условий;
- наличия лесов, древесно-кустарниковых зарослей;
- направления участка дороги;
- геометрические параметры поперечного профиля земляного полотна и других факторов.
Все эти факторы должны учитываться как при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дороги, так и при разработке проектов содержания существующих автомобильных дорог.
4.3 При проектировании реконструируемых дорог рекомендуется предусматривать меры по обеспечению их снегонезаносимости.
К ним относятся:
- проектирование продольного профиля со снегонезаносимыми насыпями;
- проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить их снегозаносимость;
- проектирование снегозащитных устройств с учетом объема снегоприноса.
Если в процессе эксплуатации дороги выявлены снегозаносимые участки, то проводятся их обследование, выявляются причины заносимости и принимаются меры по обеспечению снегонезаносимости. По степени снегозаносимости участки дорог классифицируются на 4 категории (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристики участков дорог по снегозаносимости
Категория заносимости участков | Характеристика участка |
Сильнозаносимые | Нераскрытые выемки любой глубины, если на подветренном откосе не может разместиться весь снег, приносимый в течение зимы |
Среднезаносимые | Раскрытые выемки, выемки, разделанные под насыпь, нулевые места и насыпи ниже высоты снежного покрова в данной местности, определённой с расчётной вероятностью превышения |
Слабозаносимые | Насыпи высотой менее руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости, но больше высоты снежного покрова с вероятностью превышения 5% |
Незаносимые | Насыпи высотой равной или более руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости; нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить весь снег, приносимый за зиму; выемки с полками, предусмотренными для размещения приносимого метелью снега на подветренных откосах выемок. |
Выбор снегозащиты осуществляют на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом жизненного цикла проектируемой автомобильной дороги.
4.4 Незаносимость автомобильной дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана, продольного профиля и поперечных профилей земляного полотна с рельефом местности и учёта, при проектировании плана трассы, направления главных метелевых ветров. Выбор конструкции снегозащитного устройства осуществляется в соответствии с главой 7 данного документа [1]. После выбора конструкции снегозащитного устройства осуществляют разработку проектной документации на принятое решение с учетом жизненного цикла проектируемой автомобильной дороги.
4.5 Проектную документацию для создания снегозащитных насаждений разрабатывают на основании задания, выданного заказчиком (Упрдор, Управтодор и др.) для разработки проекта на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) автомобильной дороги общего пользования.
В заданиях на проектирование указываются:
- основание для проектирования;
- технические условия проектирования (границы участков, совмещение функций посадок, перспектива строительства или реконструкции дороги, а также дорожных сооружений и объектов, размещаемых в придорожной полосе, другие данные);
- состав проектно-изыскательских работ;
- сроки выполнения проектных работ, намечаемые сроки создания насаждений;
- ориентировочный объем капитальных затрат.
Проектная документация на создание лесонасаждений разрабатывается в одну стадию со сводным сметным расчетом стоимости.
Проектирование снегозащитных лесонасаждений должно быть подчинено решению основной задачи - защите дорог от приносимого снега к дороге.
4.6 Проектная документация на снегозащитные лесные полосы должна состоять из пояснительной записки и графических материалов (см. раздел 9).
5.1 Размещение снегозадерживающих лесных полос осуществляют на специально отведенных земельных участках. Отвод земельных участков производят одновременно с оформлением земель для размещения автомобильных дорог с учетом [2].
5.2 Этим документом [2] определено, что дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель, расчетным путем, при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предназначаемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, в частности, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств.