Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.2.045-2014

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЛЕСНЫХ СНЕГОЗАДЕРЖИВАЮЩИХ НАСАЖДЕНИЙ ВДОЛЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГБУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации. Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и ОДМ 218.1.002-2010

2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог и Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 24.12.2014 г. N 2629-р

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВЗАМЕН ВСН 33-87 "Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог", утверждены Минавтодором РСФСР 8 апреля 1987 г.

     1 Область применения

Рекомендации используются при разработке проектной документации на создание новых и усиление существующих снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных дорог.

Настоящий документ предназначен для федеральных органов дорожного хозяйства Российской Федерации, владельцев федеральных автомобильных дорог, а также организаций, осуществляющих работы по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, в том числе при их диагностике и оценке качества содержания.

Методические рекомендации носят рекомендательный характер и могут быть использованы организациями (предприятиями), занимающимися проектированием, устройством, содержанием и уходом за снегозащитными лесными полосами на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межрегионального значения.

Настоящие рекомендации содержат основные требования к земельным участкам для создания снегозадерживающих лесных полос, методические положения по оценке работоспособности существующих лесных полос вдоль автомобильных дорог, определению расчётного объёма снегоприноса, конструкции лесных полос, а также приводятся требования к посадочным материалам, технологическим агромелиоративным мероприятиям, при подготовке и обработке почв и посадке растений. Методические рекомендации разработаны ФГУП "РОСДОРНИИ" (Розов Ю.Н., Розов С.Ю.), ВГАСУ (Самодурова Т.В.) и ОАО "Орелгипролес" (Вороненков Г.Д.)

     2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ОСТ 56-98-93. Отраслевой стандарт. Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия. Утвержден и введен в действие Приказом Рослесхоза от 10.12.1993 N 327.

ГОСТ 17.5.3.02-90. Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Лесной кодекс Российской Федерации.

Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации.

     3 Термины и определения

В настоящем документе использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного дорожного движения на автомобильных дорогах в зимний период, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.

3.2 снегозащитные (снегозадерживающие) лесные полосы: Лесонасаждения вдоль дороги, рационально подобранные по составу и конструкции и выполняющие снегозадерживающие функции.

3.3 снегозаносимость: Дороги подверженные образованию снежных заносов.

3.4 незаносимые участки: Участки дорог, на которых не образуются снежные заносы на проезжей части.

3.5 заносимые участки: Участки дорог, на которых образуются снежные заносы на проезжей части.

3.6 директивные сроки очистки дороги: Регламентируемое действующими нормативными документами время, необходимое для очистки дорог от снега с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

3.7 интенсивность снегонакопления на покрытии от снегопада (метели): Увеличение толщины слоя снега на дорожном покрытии за определенный промежуток времени при выпадении снега или прохождении метели.

3.8 просветность: Отношение суммарной площади просветов к общей площади внешнего контура снегозащитного устройства.

3.9 общий объем снегопереноса: Объем снега, который переносится через заданную точку со всех направлений за зимний период.

3.10 объем снегоприноса: Объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги (за зиму, в одну метель).

3.11 расчетный объем снегоприноса: Объем снегоприноса, определенный с расчетной вероятностью превышения.

3.12 расчетный объем снегоотложений: Возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса.

3.13 расчетная метель: Единичная метель, параметры которой определены с расчетной вероятностью превышения.

3.14 насыщенная метель: Метель, при которой, для данной скорости ветра, переносится максимальное количество переносимого снега.

3.15 снегозадерживающая способность снегозащитных устройств: Показатель эффективности задержания снега защитными устройствами, оцениваемый коэффициентом снегозадержания.

3.16 коэффициент снегозадержания: Отношение объема отложенного у снегозащитных устройств снега к объему снегоприноса.

3.17 снегосборная способность снегозащитных устройств: Количество снега, которое может быть отложено у снегозащитных устройств при заданном коэффициенте снегозадержания.

3.18 снегоемкость снегозащитных устройств: Предельное количество снега, которое может быть ею задержано.

3.19 метелевой режим: Параметр, характеризующий снежный поток (метель), продолжительность, объем снегоприноса, интенсивность, количество метелей в районе проложения.

3.20 общая метель: Сочинение верховой и низовой метелей. Характеризуется ветром (более 5 м/с) сухом состоянии* поверхности снежного покрова.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.21 низовая метель: Перемещения ветром частиц ранее выпавшего снега, поднятого с поверхности снежного покрова на высоту 1-2 м. Такая метель наблюдается при ветре (более 5 м/с) и сухом состоянии поверхности снежного покрова.

3.22 верховая метель: Выпадение снега при ветре со скорости от 2 до 30 м/с без перемещения по поверхности снежного покрова ранее выпавшего снега.

     4 Общие положения

4.1 В зимний период на дорогах образуются снежные заносы, которые создают нередко перерыв в движении автомобильного транспорта, что наносит серьёзный ущерб экономике государства автомобильных дорог.

Поэтому одной из важных задач дорожно-эксплуатационной службы в зимний период является обеспечение бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта.

Для защиты автомобильных дорог от снежных заносов применяют различные виды снегозадерживающих устройств: переносные планочные щиты, постоянные заборы, различные сетки, снежные валы, траншеи, живая изгородь и снегозащитные лесные полосы, имеющие различную конструкцию в зависимости от объёма снегоприноса.

Наиболее долговечным, надёжным и вместе с тем самым экономичным средством защиты автомобильных дорог от снежных заносов являются снегозащитные лесные полосы, которые способны задерживать более 50% объёма снега, приносимого к дороге.

4.2 Снегозаносимость автомобильных дорог зависит от следующих факторов:

- погодно-климатических: объемы снегопереноса и снегоприноса к участкам дороги заданного направления;

- рельефа местности: равнинный, холмистый, горный;

- почвенно-грунтовых и гидрологических условий;

- наличия лесов, древесно-кустарниковых зарослей;

- направления участка дороги;

- геометрические параметры поперечного профиля земляного полотна и других факторов.

Все эти факторы должны учитываться как при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дороги, так и при разработке проектов содержания существующих автомобильных дорог.

4.3 При проектировании реконструируемых дорог рекомендуется предусматривать меры по обеспечению их снегонезаносимости.

К ним относятся:

- проектирование продольного профиля со снегонезаносимыми насыпями;

- проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить их снегозаносимость;

- проектирование снегозащитных устройств с учетом объема снегоприноса.

Если в процессе эксплуатации дороги выявлены снегозаносимые участки, то проводятся их обследование, выявляются причины заносимости и принимаются меры по обеспечению снегонезаносимости. По степени снегозаносимости участки дорог классифицируются на 4 категории (таблица 1).


Таблица 1 - Характеристики участков дорог по снегозаносимости

Категория заносимости участков

Характеристика участка

Сильнозаносимые

Нераскрытые выемки любой глубины, если на подветренном откосе не может разместиться весь снег, приносимый в течение зимы

Среднезаносимые

Раскрытые выемки, выемки, разделанные под насыпь, нулевые места и насыпи ниже высоты снежного покрова в данной местности, определённой с расчётной вероятностью превышения

Слабозаносимые

Насыпи высотой менее руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости, но больше высоты снежного покрова с вероятностью превышения 5%

Незаносимые

Насыпи высотой равной или более руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости; нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить весь снег, приносимый за зиму; выемки с полками, предусмотренными для размещения приносимого метелью снега на подветренных откосах выемок.


Выбор снегозащиты осуществляют на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом жизненного цикла проектируемой автомобильной дороги.

4.4 Незаносимость автомобильной дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана, продольного профиля и поперечных профилей земляного полотна с рельефом местности и учёта, при проектировании плана трассы, направления главных метелевых ветров. Выбор конструкции снегозащитного устройства осуществляется в соответствии с главой 7 данного документа [1]. После выбора конструкции снегозащитного устройства осуществляют разработку проектной документации на принятое решение с учетом жизненного цикла проектируемой автомобильной дороги.

4.5 Проектную документацию для создания снегозащитных насаждений разрабатывают на основании задания, выданного заказчиком (Упрдор, Управтодор и др.) для разработки проекта на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) автомобильной дороги общего пользования.

В заданиях на проектирование указываются:

- основание для проектирования;

- технические условия проектирования (границы участков, совмещение функций посадок, перспектива строительства или реконструкции дороги, а также дорожных сооружений и объектов, размещаемых в придорожной полосе, другие данные);

- состав проектно-изыскательских работ;

- сроки выполнения проектных работ, намечаемые сроки создания насаждений;

- ориентировочный объем капитальных затрат.

Проектная документация на создание лесонасаждений разрабатывается в одну стадию со сводным сметным расчетом стоимости.

Проектирование снегозащитных лесонасаждений должно быть подчинено решению основной задачи - защите дорог от приносимого снега к дороге.

4.6 Проектная документация на снегозащитные лесные полосы должна состоять из пояснительной записки и графических материалов (см. раздел 9).

     5 Размещение снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных дорог

5.1 Размещение снегозадерживающих лесных полос осуществляют на специально отведенных земельных участках. Отвод земельных участков производят одновременно с оформлением земель для размещения автомобильных дорог с учетом [2].

5.2 Этим документом [2] определено, что дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель, расчетным путем, при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предназначаемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, в частности, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs