Статус документа
Статус документа


ВСН 33-87
-----------------------------
Минавтодор РСФСР

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ



УКАЗАНИЯ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИЗЫСКАНИЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ЛЕСОНАСАЖДЕНИЙ ВДОЛЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ



Дата введения 1988-01-01

ВНЕСЕНЫ Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Министерства автомобильных дорог РСФСР (ГипродорНИИ)

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством автомобильных дорог РСФСР 8 апреля 1987 г.

ВЗАМЕН ВСН 33-66


В Указаниях подробно определены состав, содержание, порядок разработки, согласование и утверждение проектной документации, а также осуществления в натуре проектных решений по обустройству автомобильных дорог наиболее важными насаждениями - снегозащитными лесными полосами, а также декоративными и противоэрозионными насаждениями. Даны необходимые методические указания для выбора и обоснования проектных решений.

Предназначены для организаций, занимающихся проектированием насаждений вдоль существующих и запроектированных автомобильных дорог общей сети в равнинных условиях. Они могут быть использованы при обустройстве насаждениями подъездных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Проектно-изыскательские работы для создания снегозащитных и декоративных насаждений вдоль автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и местного значения осуществляются на основании задания на проектирование, выдаваемого управлениями (объединениями) автомобильных дорог.

1.2. Задание на проектирование должно быть составлено в соответствии с утвержденной схемой размещения снегозащитных устройств и утверждено республиканским министерством, эксплуатирующим автомобильную дорогу, или в порядке, им установленном.

1.3. В заданиях на проектирование указываются:

основание для проектирования (схемы размещения снегозащитных устройств или постановление Совета Министров РСФСР);

технические условия проектирования (границы участков, совмещение функций посадок, перспектива строительства или реконструкции дороги, а также дорожных сооружений и объектов, размещаемых в придорожной полосе, другие данные);

состав проектно-изыскательских работ, масштабы материалов;

сроки выполнения проектных работ, намечаемые сроки создания насаждений;

наименование подрядной организации;

ориентировочный объем капитальных затрат.

1.4. Проектная документация на создание лесонасаждений разрабатывается в одну стадию - рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости.

1.5. Проектирование снегозащитных лесонасаждений должно быть подчинено решению основной задачи - защите дорог от приносимого снега.

Для этого они рассчитываются на задержание объема снегоприноса 10%-ной обеспеченности* при объеме его до 250 м на 1 м дороги. В отдельных регионах лесонасаждения могут проектироваться при объемах снегоприноса свыше 250 м /м. В этих случаях следует руководствоваться Указаниями по изысканиям и проектированию защитных лесонасаждений вдоль линий железных дорог СССР (М.: Транспорт, 1974).

_______________

* Процент обеспеченности может быть уточнен в соответствии с методикой, изложенной в приложении 1.

1.6. Снегозащитные лесонасаждения должны отвечать следующим требованиям, которые необходимо учитывать при проектировании:

вступать в работу по защите дорог от снегозаносов возможно быстрее после посадки;

задерживать и распределять снег (приносимый за зимний период) до дороги;

быть долговечными, устойчивыми против снеголома, пожаров, вредителей и болезней;

оказывать мелиоративное влияние на прилегающие сельскохозяйственные земли;

обладать достаточными декоративными качествами;

обеспечивать возможность применения комплексной механизации на всех этапах выращивания и содержания лесонасаждений;

быть экономически эффективными.

1.7. При разработке проектов необходимо строго выполнять требования Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик по сохранению сельскохозяйственных угодий, защите почв от эрозии, рациональному отводу и использованию земель.

2. ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ



В состав изыскательских работ входят подготовительные работы, рекогносцировочные обследования и детальные изыскания.

     

    2.1. Подготовительные работы


В процессе подготовительных работ, выполняемых до выезда на объект изысканий, нередко продолжающихся и в полевых условиях, осуществляется сбор всех данных, которые могут быть использованы в ходе изысканий и проектирования:

инструктивно-методическая документация, справочная и научная литература, отчетные данные;

плановый материал землепользований (или части их), по территории которых проходит обустраиваемая лесными насаждениями дорога, выкопировки и выписка из проекта дороги с показом деталей, которые могут иметь существенное значение при проектировании;

выкопировки с почвенных карт полосы детальных изысканий и выписки из пояснительных записок к почвенным картам;

данные об объемах фактического снегоприноса на заносимых участках дороги в границах отдельных ДЭУ, ПДУ, ДРСУ и др., а также по возможности и на близлежащих железных дорогах;

материалы, характеризующие климатические, почвенные и лесорастительные условия в районе прохождения автомобильных дорог.

Из материалов метеостанций и климатических справочников выписывают сведения о температуре и относительной влажности воздуха, осадках, снежном покрове, продолжительности вегетационного периода и др.

При наличии лесопитомников должны быть собраны сведения по их характеристике: занимаемая площадь (общая и полезная), ассортимент древесных и кустарниковых пород, средний выход сеянцев и саженцев с 1 га, возможность и условия получения посадочного материала, условия транспортирования к местам озеленения дороги.

    2.2. Рекогносцировочные изыскания



2.2.1. Рекогносцировочные изыскания проводятся в целях предварительного ознакомления с особенностями и условиями работ на обустраиваемом объекте, а также установления степени соответствия натуре плановых материалов, уточнения объема изысканий, разработки плана организации и проведения работ, выявления мест базирования изыскательских партий и т. д.

2.2.2. В процессе рекогносцировочных изысканий изучается существующая система защиты дороги от снежных заносов, оценивается ее эффективность и определяется влияние придорожных объектов, рельефа местности и других факторов на заносимость дороги.

Отбираются участки насаждений, представляющих интерес в отношении конструкций, схем смешения и размещения древесных пород, кустарников с тем, чтобы изучить их при детальных изысканиях и этот опыт учесть в проектировании.

2.2.3. На основных элементах рельефа снегозаносимых участков дорог закладываются почвенные разрезы и устанавливается полнота имеющихся материалов почвенной съемки с точки зрения оценки почв по лесорастительным свойствам и возможности использования материалов для проектирования снегозадерживающих лесных полос. При наличии материалов почвенной съемки, отвечающих требованиям проектирования, почвенные изыскания не проводят. В случае необходимости внесения дополнений и изменений материалы корректируются.

2.2.4. В проведении рекогносцировочных работ, помимо специалистов изыскательских партий, участвуют также представители дорожных организаций, хорошо знающие состояние автомобильных дорог в зимнее время.

2.2.5. При рекогносцировочном обследовании ведется абрис и маршрутный журнал, в котором дается описание участков автомобильной дороги с предложениями по выполнению детальных изысканий.

    2.3. Детальные изыскания



2.3.1. Детальные изыскания проводятся с целью получения исходных материалов для составления проекта.

В состав их входят: а) определение годового расчетного снегоприноса заданной обеспеченности; б) общее обследование; в) топографо-геодезические работы; г) почвенные изыскания; д) лесомелиоративные изыскания.

Определение годового расчетного снегоприноса заданной обеспеченности



2.3.2. Для аналитических расчетов приносимого к дороге снега используются систематические наблюдения за ветровым режимом ближайших к автомобильной дороге и представительных* по ветру метеостанций.

_______________

* Представительность (репрезентативность) данных метеостанций выясняется запросом республиканских и территориальных управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды.


В случаях, когда поблизости от дороги расположено несколько метеостанций, трасса по их числу разбивается на отдельные участки, ветровой режим которых должен быть представлен определенной метеостанцией. Представительность метеостанции для участка дороги, кроме близости размещения, обосновывается однородностью рельефа и лесистости территории, близкими отметками над уровнем моря и другими факторами, влияющими на ветровой режим. В соответствии с этими условиями трасса делится на однородные участки и к каждому подбирается представительная для него метеостанция. Если указанные условия по всей трассе автомобильной дороги одинаковые, то граница зон представительства между соседними метеостанциями размещается посередине.

2.3.3. Годовой расчетный снегопринос заданной обеспеченности по направлениям автомобильной дороги относительно стран света определяется на основании методики, приведенной в приложении 2.

2.3.4. Если автодорожные, железнодорожные организации и метеостанции располагают материалами многолетних (не менее чем за 10 зим) натурных замеров максимальных снегоотложений около линий защиты, собранных на удалении не более 100 км от объектов изысканий, то эти материалы могут быть использованы для расчетов снегоприноса. Объем снегоотложений, вычисленный по натурным замерам, должен быть выражен в кубических метрах на 1 м защиты и из него вычтен объем снега, который отложился при свободном выпадении из атмосферы. Последний определяется произведением длины сугроба на максимальную за зиму толщину снежного покрова, взятую по данным ближайшей метеостанции.

Для получения объемов снегоприноса вычисленные таким образом объемы задержанного снега перемножаются на повышающие коэффициенты, учитывающие пропущенный (не задержанный) защитами снег. Размер коэффициента принимается в соответствии с типом защиты на снегомерном пункте:

Снегозащитные лесополосы непродуваемой конструкции

1,0

Снегозадерживающие заборы, установленные в один ряд

1,09

Снегозадерживающие заборы, установленные в два ряда

1,03

Переносные щиты, установленные в один ряд

1,14

Переносные щиты, установленные в два ряда

1,03

Коэффициенты применимы только к снегоотложениям у защит, не полностью занесенных снегом.

По вычисленным объемам снегоприноса в порядке уменьшения их величин составляется вариационный ряд, который обрабатывается так же, как и при аналитическом методе расчета (см. приложение 2).

2.3.5. Расчетные объемы снегоприноса, полученные на основании натурных замеров снегоотложений, могут быть применены только к участкам дороги, имеющим одинаковое направление с линией защиты на снегомерных пунктах, аналогичные размеры, характер рельефа и состояние поверхности прилегающей снегосборной площади. В этих случаях аналитический метод расчета (по ветру) имеет только вспомогательное (контрольное) значение.

2.3.6. Общее обследование проводится с целью уточнения расположения снегозаносимых участков дороги, около которых необходимо проводить топографические работы, почвенные и лесомелиоративные изыскания, а также для сбора необходимых материалов для проектирования насаждений.

2.3.7. При общем натурном обследовании осматривают участки дорог, к которым поступает расчетный годовой снегопринос заданной обеспеченности в размере: а) не менее 25 м на 1 м дороги, если к ней примыкают орошаемые или осушаемые земли, пахотные угодья; б) не менее 10 м на 1 м дороги при примыкании к ней менее ценных сельскохозяйственных земель.

Следует иметь в виду, что на участках с особо ценными сельскохозяйственными землями (их экономическая оценка более 50 баллов) создание снегозащитных лесных полос может допускаться в исключительных случаях.

2.3.8. На плановом материале, собранном во время подготовительных работ и уточненном при рекогносцировочных работах, отмечаются границы заносимых участков дороги.

Категория и степень заносимости определяются по совокупности условий на примыкающих к дороге снегосборных площадях и особенностям трассы дороги (рельефу местности, характеру окружающей растительности, высоте земляного полотна дороги и положению ее в рельефе, наличию населенных пунктов, промышленных объектов и других препятствий на пути снегопереноса).

При прохождении дороги по открытой местности заносимые участки определяются по признакам, указанным в табл.1.

Таблица 1

Категории и признаки заносимости дороги снегом при прохождении ее по открытой местности и очередность защиты заносимых участков



Категория заносимости участков


Краткая характеристика участка


Очередность
защиты


I


Нераскрытые выемки глубиной до 6 м и больше, если их подветренный откос не может вместить весь приносимый в течение зимы снег


В первую очередь

II

Выемки с пологими откосами, разделанные под насыпь, или раскрытые. Нулевые места и невысокие насыпи ниже

Во вторую очередь

III

Насыпи высотой от до

В последнюю очередь

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs