7.1 Автотранспортные потоки
7.1.1 При проведении измерений шумовых характеристик автотранспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотосредства (мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды), а также другие виды транспортных средств, измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (7,5±0,2) м от оси, ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, и на высоте (1,5±0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса трамвайного пути.
7.1.2 В условиях стесненной застройки при невозможности расположения измерительного микрофона на расстоянии (7,5±0,2) м от оси, ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, допускается располагать измерительный микрофон на меньшем расстоянии, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. При этом в протоколе измерения (см. приложение А) должно быть указано фактическое расстояние от оси, ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, на котором располагался измерительный микрофон, а также расстояние от измерительной точки до ближайшего препятствия за ней.
7.1.3 В случае расположения улицы или автомобильной дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м над уровнем бровки.
7.1.4 При прохождении автомобильной дороги в тоннеле или галерее измерения шумовых характеристик не проводятся.
7.1.5 Продолжительность периода измерения шумовых характеристик автотранспортного потока, в состав которого могут входить автотранспортные средства различного вида (в частности, легковые и грузовые автомобили, общественный транспорт), зависит от интенсивности движения потока. Измерение продолжают до тех пор, пока не произойдет стабилизация показаний измерительного прибора в пределах выбранной точности измерений, которая должна быть не хуже ±0,5 дБА, но и при этом продолжительность измерения должна быть не менее 5 мин.
7.1.6 При неинтенсивном движении автотранспорта, например в ночное время при одиночных проездах автотранспортных средств, продолжительность периода измерений шумовых характеристик автотранспортного потока должна охватывать проезд двух основных групп транспорта, одна из которых включает в себя не менее 30 легковых автомобилей, а другая включает в себя грузовые автомобили, автобусы и общественный транспорт (суммарно не менее 30 транспортных средств). При этом вместо прямого измерения эквивалентного уровня звука автотранспортного потока допускается измерение уровней звукового воздействия при проездах легковых , грузовых автомобилей, автобусов , троллейбусов и мотоциклов . Одновременно измеряются и максимальные уровни звука этих транспортных средств.
Если невозможно выполнить это условие, то в протоколе измерений указывают число соответствующих видов транспортных средств, шум которых удалось измерить, и приводят оценку влияния числа этих измеренных транспортных средств на неопределенность измерений в соответствии с разделом 9.
Измеренные значения уровней звукового воздействия А арифметически усредняют по видам транспорта и рассчитывают эквивалентный уровень звука автотранспортного потока за временной интервал наблюдения по формуле
(1)
где , , , , - средние уровни звукового воздействия по видам транспортных средств (легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы), дБ (рассчитываются по 8.3);
, , , , - число легковых, грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов и мотоциклов соответственно, в потоке за временной интервал наблюдения.
Если в транспортном потоке присутствует также вид транспорта, не перечисленный в формуле (1), то в формуле (1) в квадратных скобках добавляют член ,
где - средний уровень звукового воздействия дополнительного вида транспортного средства;
- число транспортных средств дополнительного вида.
Если какой-либо вид транспорта отсутствует в потоке, то соответствующий ему член в вышеприведенной формуле принимается равным нулю.\
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.1.7 Скорость движения отдельных автотранспортных средств определяют аналогично 4.8.
7.2 Потоки железнодорожного транспорта
7.2.1 При проведении измерений шумовых характеристик потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального (главного) железнодорожного пути и на высоте (1,5±0,1) м над уровнем головки рельса.
7.2.2 При невозможности расположения измерительного микрофона на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального (главного) пути, например в условиях стесненной застройки или из-за особенностей рельефа местности, допускается располагать измерительный микрофон на меньшем расстоянии, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. При этом в протоколе измерения (см. приложение А) должно быть указано фактическое расстояние от оси ближнего к точке измерения пути движения поездов, на котором располагался измерительный микрофон, а также расстояние от измерительной точки до ближайшего препятствия за ней.
7.2.3 В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м над уровнем бровки.
7.2.4 В протокол измерений (см. приложение А) помимо шумовых характеристик потока поездов должно быть занесено расстояние от измерительной точки до оси ближайшего пути, описание места и условий измерения, а также должен быть указать тип шпал (железобетонные или деревянные) и тип пути (бесстыковой, звеньевой).
7.2.5 При прохождении железнодорожных поездов по мосту, в тоннеле или в галерее измерения шумовых характеристик не проводятся.
7.2.6 Результаты измерений, во время которых раздавались гудки локомотивов, должны быть исключены из дальнейшей обработки.
7.2.7 Временной интервал наблюдения при измерениях эквивалентного и максимального уровня звука потока железнодорожных поездов должен охватывать проезд мимо точки измерения не менее пяти поездов каждого вида (пассажирские, грузовые, пригородные электропоезда), вносящих существенный вклад в суммарную шумовую характеристику потока.
Если шум формируется поездами только одного вида, то продолжительность временного интервала наблюдения выбирается такой, чтобы за это время мимо точки измерения проследовало бы не менее 20 поездов.