Решение для управления процессами
производственной безопасности


ГОСТ 32698-2014

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СКРЕПЛЕНИЕ РЕЛЬСОВОЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Требования безопасности и методы контроля

Rail fastening. Safety reguirements* and metods* of control

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

МКС 45.080

Дата введения 2015-03-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 30 мая 2014 г. N 67-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 932-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32698-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2015 г.

5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
     
     В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"


     

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на промежуточное рельсовое скрепление (далее - рельсовое скрепление), применяемое в конструкции железнодорожного пути с железобетонными шпалами, предназначенное для эксплуатации на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм, и устанавливает требования безопасности и методы контроля.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 22261 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия

ГОСТ 23706 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 6. Особые требования к омметрам (приборам для измерения полного сопротивления) и приборам для измерения активной проводимости

ГОСТ 26104 Средства измерений электронные. Технические требования в части безопасности. Методы испытаний

________________

В Российской Федерации действует ГОСТ 12.2.091-94.


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 рельсовая подкладка (подкладка): Стальное изделие, являющееся деталью промежуточного рельсового скрепления и предназначенное для закрепления рельса на рельсовой опоре, между ребордами которого располагается подошва рельса.

3.2 подошва рельса: Часть рельса, расположенная ниже его шейки и в процессе работы опирающаяся на рельсовые опоры.

3.3 клемма рельсового скрепления (клемма): Стальное изделие, являющееся деталью рельсового скрепления и предназначенное для прижатия рельса к рельсовой опоре или к рельсовой подкладке.

3.4 промежуточное рельсовое скрепление: Конструкция, прикрепляющая рельсы к рельсовой опоре.

3.5 рельсовая опора: Часть шпалы, расположенная под подошвой рельса и принимающая нагрузку от рельса через промежуточное рельсовое скрепление.

3.6 прокладка: Элемент промежуточного рельсового скрепления, изготовленный из резиновых или полимерных материалов, который устанавливается под подошву рельса и (или) под подкладку для обеспечения сопротивления смещению рельсов, снижения динамических нагрузок и электроизоляции рельсов.

3.7 вертикальная жесткость узла скрепления: Способность конструкции скрепления выдерживать деформации при воздействии вертикальной силы без существенного изменения геометрических размеров.

3.8 поперечная жесткость узла скрепления: Способность конструкции скрепления выдерживать деформации при воздействии горизонтальной силы без существенного изменения геометрических размеров.

3.9 раздельное скрепление: Тип рельсового скрепления, в котором прикрепление рельса к подкладке осуществляется независимо от прикрепления подкладки к шпале.

3.10 узел промежуточного рельсового скрепления (узел рельсового скрепления): Комплексный элемент верхнего строения пути, предназначенный для крепления рельса к основанию (шпале).

3.11 прикрепитель: Элемент скрепления, крепящий рельс или подкладку к шпале.

3.12 температурный интервал: Разность максимальной и минимальной температур, характерных для данного региона в течение года.

3.13 фрагмент шпалы с подрельсовой площадкой: Часть шпалы, изготовленной в соответствии с национальными стандартами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта, с подрельсовой площадкой длиной от 1,1 до 1,35 м от торца.

________________

В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 54747-2011 "Шпалы железобетонные для железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия".

     4 Требования безопасности

Показатели безопасности рельсового скрепления, их нормативные значения и методы их контроля приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели безопасности и методы контроля

Наименование показателя безопасности

Нормативное значение показателя

Методы контроля

1 Удерживающая способность узла рельсового скрепления (с отрезком

вертикальной, кН

100

Подраздел 5.4

рельса) в поперечном направлении пути при одновременном действии циклических нагрузок на базе 4 млн циклов нагружений

горизонтальной, кН

50

1.1 Остаточное поперечное перемещение головки рельса при циклическом воздействии, мм, не более

3

1.2 Остаточное поперечное перемещение подошвы рельса при циклическом воздействии, мм, не более

2

1.3 Наличие трещины, разрушения элемента рельсового скрепления и шпалы

Не допускается

2 Удерживающая способность узла рельсового скрепления в продольном направлении пути

Подраздел 5.5

2.1 Усилие монтажного прижатия рельса к шпале (подкладке)

при температурном интервале меньше или равным 110°С, кН, не менее

20

при температурном интервале больше 110°С, кН, не менее

25

2.2 Усилие монтажного прижатия подкладки к шпале (для раздельных рельсовых скреплений с резьбовыми прикрепителями)

при температурном интервале меньше или равным 110°С, кН, не менее

40

при температурном интервале больше 110°С, кН, не менее

50

2.3 Продольная нагрузка, необходимая для возникновения необратимого смещения рельса или подкладки, при их монтажном прижатии

при температурном интервале меньше или равным 110°С, кН, не менее

14,0

при температурном интервале больше 110°С, кН, не менее

16,5

3 Упругие характеристики узла рельсового скрепления

Подраздел 5.6

3.1 Вертикальная жесткость узла рельсового скрепления, МН/м

от 50 до 150

3.2 Поперечная жесткость (по подошве рельса), не менее, МН/м

30

4 Электрическое сопротивление между узлами рельсового скрепления на шпале, кОм, не менее

10

Подраздел 5.7

     

     5 Методы контроля

     5.1 Объект испытаний


Объектом испытаний является узел рельсового скрепления с отрезком (натурным образцом) рельса длиной от 0,50 до 0,54 м и фрагментом шпалы с подрельсовой площадкой (полушпалой) для данного скрепления.

     5.2 Отбор образцов для испытаний


Для испытаний отбирают шесть образцов узлов рельсовых скреплений по ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.4) методом отбора "вслепую". Каждый элемент узла рельсового скрепления должен быть отобран из партии, прошедшей приемо-сдаточные испытания. Объем партии должен быть не менее 500 шт. Из шести отобранных образцов испытания проводят не менее чем на трех образцах; три образца - контрольные для проведения повторных испытаний в случае получения спорных результатов испытаний.

     5.3 Условия испытаний


Испытания проводят в помещении, в котором должны быть соблюдены нормальные климатические условия испытаний в соответствии с ГОСТ 15150-69 (пункт 3.15):

- температура - плюс (25±10)°С;

- относительная влажность воздуха - от 45% до 80%;

- атмосферное давление - от 84,0 до 106,7 кПа.

     5.4 Испытания по определению удерживающей способности узла рельсового скрепления (с отрезком рельса) в поперечном направлении пути при циклической нагрузке

5.4.1 Средства испытаний