ГОСТ Р 54747-2011
Группа Ж83
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШПАЛЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
Общие технические условия
Ferro-concrete cross ties for 1520 mm gauge railways. General specifications
ОКС 45.080
ОКП 58 6400
Дата введения 2012-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 932-ст
4 В настоящем стандарте полностью реализованы положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", а также требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" применительно к объекту технического регулирования - шпалам железобетонным для железных дорог колеи 1520 мм:
- в пунктах 5.1.1-5.1.5, 5.2.1-5.2.3, 5.2.6, 5.3.3, 5.3.4 приведены минимально необходимые требования безопасности, которые могут применяться на добровольной основе для подтверждения соответствия указанным техническим регламентам;
- в пункте 6.3.1 приведены правила отбора образцов, которые могут быть использованы на добровольной основе для осуществления оценки соответствия;
- в подразделах 7.1, 7.2, 7.4-7.6, 7.8, 7.10-7.17 приведены методы проверки минимально необходимых требований безопасности, которые на добровольной основе могут быть использованы для оценки соответствия.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на железобетонные шпалы для железнодорожных путей общего и необщего пользования (далее - шпалы), предназначенные для обращения железнодорожного подвижного состава, и устанавливает общие технические требования к ним.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 53231-2008 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
ГОСТ 3.1119-83 Единая система технологической документации. Общие требования к комплектности и оформлению комплектов документов на единичные технологические процессы
ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 5378-88 Угломеры с нониусом. Технические условия
ГОСТ 10060.1-95 Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости
ГОСТ 10060.2-95 Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании
ГОСТ 10060.3-95 Бетоны. Дилатометрический метод ускоренного определения морозостойкости
ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 13015-2003 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
ГОСТ 16017-79 Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Конструкция и размеры. Технические требования
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 23706-93 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 6. Особые требования к омметрам (приборам для измерения полного сопротивления) и приборам для измерения активной проводимости
ГОСТ 26433.1-89 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления
ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 железобетонная шпала: Брус специального профиля и армирования, изготовленный из напряженного железобетона, предназначенный для опирания рельсов в железнодорожном пути.
3.2 подрельсовая площадка: Верхняя плоскость участка шпалы, в пределах которого размещаются рельс и детали рельсового скрепления.
3.3 подрельсовое сечение: Поперечное сечение шпалы по середине подрельсовой площадки, перпендикулярное продольной оси шпалы.
3.4 среднее сечение: Поперечное сечение по середине шпалы, расположенное на участке между подрельсовыми площадками.
3.5 упорная плоскость углубления: Поперечная наклонная плоскость углубления подрельсовой площадки, ближайшая к торцевой поверхности шпалы.
3.6 кромка углубления: Верхняя линия поперечной наклонной плоскости углубления.
3.7 выкружка в подрельсовой площадке: Местная полукруглая выемка в бетоне подрельсовой площадки, предназначенная для размещения конца клеммы или подкладки пружинного рельсового скрепления.
3.8 дюбель: Деталь из полимерного материала, забетонированная в шпалу при ее изготовлении, имеющая внутри продольный канал с резьбой для закручивания шурупа.
3.9 закладная шайба: Металлическая деталь, забетонированная в шпалу при ее изготовлении для фиксации головки закладного болта рельсового скрепления.
3.10 анкер: Металлическая деталь, забетонированная в теле шпалы и выступающая над поверхностью, предназначенная для крепления рельса клеммами рельсового скрепления.
3.11 прикрепитель: Элемент, крепящий рельс или подкладку к шпале.
3.12 подуклонка: Угол наклона плоскости подрельсовой площадки к продольной оси шпалы, измеряемый в вертикальной плоскости.
3.13 пропеллерность: Разность углов наклона подрельсовых площадок на разных концах шпалы в поперечном к оси шпалы направлении.
3.14 защитный слой бетона: Расстояние от поверхности бетона до крайнего ряда рабочей арматуры.
3.15 вкладыш-пустотобразователь: Полимерная деталь, забетонированная в шпале для установки в проектное положение закладного болта и обеспечения электрической изоляции.
3.16 передаточная прочность бетона: Прочность бетона напряженно армируемых шпал к моменту передачи на него предварительного напряжения арматуры.
3.17 отпуская прочность: Прочность бетона шпал к моменту отпуска их с предприятия.
3.18 распалубка: Извлечение железобетонных конструкций из формы после набора бетоном требуемой прочности.
4.1 Шпалы в зависимости от типа рельсового скрепления подразделяют на:
- тип I - для раздельного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса и подкладки к шпале;
- тип II - для нераздельного анкерного рельсового скрепления с безрезьбовым прикреплением рельса к шпале;
- тип III - для нераздельного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса к шпале.
Схемы шпал типов I, II и III представлены на рисунках 1-3.
Рисунок 1 - Схема шпал типа I
Рисунок 2 - Схема шпал типа III
Рисунок 3 - Общий вид шпал типа II
Каждый из указанных типов шпал включает подтипы шпал с отдельными конструктивными особенностями. Обозначения подтипов шпал приводят в конструкторской документации, согласованной с владельцами инфраструктуры.
4.2 По применимости в кривых участках железнодорожного пути разного радиуса шпалы всех типов относят к двум видам:
- для прямых и кривых участков железнодорожного пути радиусом 350 м и более;
- для кривых малого радиуса (менее 350 м) и переходных кривых.
4.3 Для участков железнодорожного пути с двумя различными значениями ширины рельсовой колеи предусмотрены шпалы для совмещенной ширины колеи, представленные на рисунке 4.
а)
б)
а) при трех рельсовых нитках (тип шпалы III); б) при четырех рельсовых нитках (тип шпалы I)
Рисунок 4 - Схема шпал с совмещенной колеей разной ширины
4.4 Для применения на участках железнодорожного пути, требующих установки охранных приспособлений (контруголков), для всех типов шпал должны быть предусмотрены специальные конструкции, именуемые "мостовыми" и "челноковыми".
4.5 По качеству изготовления шпалы относят к первому или второму сорту.
К второму сорту относят шпалы:
- с пониженными показателями по трещиностойкости;
- по точности соблюдения геометрических размеров;